Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Пятница, 19.04.2024, 10:20
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Методические статьи

Российские музыкальные мультфильмы как обучающий материал

Российские музыкальные мультфильмы как обучающий материал

Обучение музыке в России имеет давние традиции. Дети учатся в музыкальных школах, школах искусств. В гимназиях разного профиля также имеются в том или ином виде уроки музыки. Чаще всего учебный процесс осуществляется одновременно в двух формах. Это - индивидуальное обучение на каком-либо музыкальном инструменте и групповые занятия, посвященные изучению музыкальной литературы и развитию слуха. Большое место в системе музыкального обучения занимает и хоровое пение.

Однако время вносит свои существенные коррективы в учебный процесс. Окружающий мир стремительно преобразуется. Компьютеризация и телефонизация ведут к чрезвычайному увеличению информации, что приводит к деформации как физических, так и духовно-психологических возможностей детей, что требует коренного пересмотра многих аспектов начального музыкального образования.

Вникая в суть методических поисков последних лет складывается впечатление, что возникает активная потребность как-то восполнить наметившееся отторжение детей от музыки, вернее сложившееся несколько поверхностное отношение, формальное, и потому не ведущее к существенным результатам духовного воспитания.

В учебном плане стали появляться новые предметы. Так, перед музыкальной литературой, которая обычно начинается в 4-ом классе, ввели трехгодичный предмет «Слушание музыки». Где-то в методических кабинетах имеется даже программа по этому предмету. Правда, при желании преподаватель может в какой-то мере сам выбирать музыкальный материал.

Что же нового заключает в себе данная дисциплина? Она способствует формированию иного отношения к музыке или же снова и снова учащимся предлагается через увеличение количества информации приблизиться к качественным изменениям? Обратим внимание: название учебной дисциплины точно соответствует его содержанию, а именно, слушанию – т.е. самой пассивной форме общения детей с музыкой. Педагог что-то расскажет, сыграет или предложит послушать, а дети должны что-то запомнить. Возникает вопрос: креативна ли такая форма подачи материала, насколько дети могут зарядиться активностью на фоне обязательных предметов начальной школы, учит ли этот предмет эмоционально переживать прослушанную музыку?

В некоторых музыкальных школах, примыкающих к региону Москвы, не так давно появился предмет «Теория музыкального содержания». Являясь своего рода адаптированным вузовским курсом с таким же названием, он, быть может, выступает как более активный предмет по отношению к дисциплине «Слушание музыки». Но откуда черпаются характеристики музыкальный явлений – из них самих, атрибутивно существующих в соответствии с природой музыки или же больше из окружающей среды, с которой музыка так или иначе вступает в контакт и могут ли осуществить необходимый анализ маленькие дети?

Следует добавить, что на уроках сольфеджио, особенно, в подготовительных группах, где учатся дети 5-6 лет, уже давно используется рисование как средство расшифровки музыкального содержания. Как-то педагог по данному предмету на вопрос «а что вы делаете с малышами на сольфеджио?» с восторгом ответил: «Мы рисуем музыку!» И опять возникает сомнение: насколько продуктивно детям рисовать что-либо в соответствии с прослушанной – обычно инструментальной - музыкой, ведь на то и существует такой вид искусства, который обходится без изображения? Размышления вызывает и сам факт перевода детьми динамики музыки в статику рисунка: насколько целесообразна эта деятельность детей в деле освоения специфического начала музыки?

Приобщение к музыке – это не только и даже не столько игра на инструменте (можно играть, но не чувствовать специфики музыки), а постижение особой формы бытия человека, связанной с движением. Физическое движение должно найти отражение в движении мысли, чувства и наоборот. Между прочим, на вопрос «что такое музыка, в чем ее особенность в отличие от других видов искусств» студенты композиторского факультета консерватории не всегда могут грамотно ответить. Может, стоит отойти от сложившегося стереотипа, что музыка что-либо изображает. Музыка ничего не изображает из конкретного мира, но она способна воплотить тип движения, соответствующий тому или иному явлению. И не нужно думать, что детям обязательно надо внушать, что секунды - это ежики, септимы – это кенгуру, а квинты – это коровы1. Не слушать, а слышать, различать по возможности все детали движения, которое никогда не бывает одинаковым. «Человек слышит только то, что понимает», - сказал И. Гете. Научить молодое поколение вслушиваться в музыкальное движение, замечать его, откликаться на музыкальное событие и, наконец, добиться того, чтобы музыка стала неотъемлемой частью бытия, – вот что должно стать содержанием музыкальных занятий.

Попробуем отыскать новую область методических поисков, в которой, на наш взгляд, будут сопряжены два условия, необходимые для успешного результата. Учащимся должно быть интересно и очень должно хотеться сделать то, что попросит преподаватель, а может, даже и сам учащийся предложит конкретную форму работы. И в условиях активной заинтересованности начнут открываться тайные уголки музыкального мироздания.

Российские детские мультфильмы впитали лучшие традиции советского кинематографа. Содружество «Эйзенштейн – Прокофьев» заложило фундамент в тесную взаимосвязь музыки и видеоряда. Обращение к этому виду искусства может помочь сегодня решить многие задачи духовного воспитания.

В теории музыки есть такое понятие как «малые формы». К ним относятся музыкальные произведения, протяженность которых может измеряться двумя-тремя страницами нотного текста. Однако отсюда совсем не вытекает, что малая протяженность произведения соответствует малому – незначительному – содержанию. Наоборот, поэтика художественного произведения обладает совершенно другой плотностью информации. Становится значимым каждый поворот развития. Появляется возможность скоординировать все отдельные синтаксические детали текста и определить их композиционную функцию.

Советские мультфильмы с музыкой таких корифеев в этой области как В. Шаинский, Е. Крылатов, Г. Гладков, и других композиторов, - яркие примеры малых форм в кинематографии, представляющие собой аналог малым формам, существующим в музыкальном искусстве. Мультфильмы, продолжительностью не более десяти минут, способны научить детей различать детали музыкального развертывания, вслушиваться в содержательный характер музыкального материала в условиях максимальной взаимосвязи музыки и видеоряда. Поэтика мультфильма – это результат единства двух равноправных составляющих – зрительного и звукового рядов. Каждый из них не может существовать без другого, один ряд становится необходимым дополнением другого. Еще раз стоит подчеркнуть: не музыка и рисование, где формы художественного бытия – динамика и статика – на уровне детского восприятия находятся в конфронтации, а музыка и кино, союз которых осуществляется в одинаковых условиях – в условиях единого алгоритма движения и пространства.

Обычно в основе музыкального решения мультфильма находится песня. Песня – квинтэссенция поэтики мультфильма. Часто полюбившаяся песня начинает жить своей жизнью, существуя в индивидуальном мире ребенка вне видеоряда. Песня поется на праздниках, на прогулках, в личном общении. Этот факт подтверждает поэтическую ценность песни. Эмоциональная увлеченность детьми той или иной песней на первых порах становится определяющим фактором в выборе мультфильма для аналитических занятий. Знание песни способствует более быстрому проникновению в особенности музыкальной поэтики мультфильма.

Почему все-таки песня, а не какой-либо другой музыкальный жанр преимущественно используется в детских мультфильмах? Причин много и все они находятся под пристальным вниманием создателей маленьких кинематографических шедевров. Песня – это прежде всего мелодия со словами. Ее легко запомнить и спеть (очень важно, что в мультфильмах песня всегда звучит в детском песенном диапазоне). Мелодия песни запоминается легко, так как она всегда структурно оформлена, периодична, ее завершающая фаза всегда композиционно предугадывается. Песня в большинстве своем всегда связывается с движением – темпом, соответствующем ходьбе.

В то же время тематизм песни легко подвергается жанровым изменениям: чаще всего начальные фразы используются для вступлений, связок между эпизодами фильма и звучат медленнее. Идея куплетности активно используется на протяжении всего фильма: песня то поется, причем по-разному – сольно, дуэтом, ансамблем, хором, то звучит инструментально – в различных тембровых вариантах. В результате изучения всех вариантов звучания песни, можно прослушать мультфильм, не глядя на экран, и определить реальное местоположение каждого эпизода видеоряда.

Звуковое решение осуществляется в мультфильмах и на основе только инструментальной музыки (вспомним замечательный фильм «Балерина на корабле» с музыкой А. Шнитке). Есть и полнометражные мультфильмы, например, «Маугли» с музыкой С. Губайдулиной. Из зарубежных образцов стоит обратить внимание на фильм «Король Лев», где музыкальное решение аппелирует к воспроизведению различных жанров симфонической и хоровой музыки. Однако этот материал подходит скорее для последующих этапов изучения синтеза музыки и видеоряда. В дидактических целях начинать удобно именно с малых форм – с тех, в которых песня является определяющим началом.

Попробуем проанализировать девятиминутный мультфильм «Крошка Енот» 1974 года (музыка В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Пожалуй, этот фильм можно адресовать самым маленьким ученикам – детям 6-7 лет. Предварительно можно дать домашнее задание – посмотреть фильм и приготовиться рассказать сюжет. В любом случае на уроке мы уточняем содержание фильма. Анализ сюжета во всех его деталях – отправная точка анализа любого мультфильма. Нужно научить ясно и точно излагать мысли и свои соображения. Проведем перечень возможных вопросов:

  1. Куда мама отправляет Крошку Енота?

  2. Чем знаменателен этот день?

  3. Зачем мама отправляет Крошку Енота на пруд?

  4. Какой маршрут проделал Крошка Енот?

  5. Кого он встретил по дороге?

  6. Сколь раз Крошка Енот доходил до пруда?

  7. Когда Крошка Енот шел, а когда бежал?

  8. На который раз он стал улыбаться?

Можно предложить провести конкурс по рисованию маршрута Крошки Енота. Можно совместными усилиями нарисовать этот график на доске.

Теперь можно перейти к вопросам о музыке.

  1. Когда же прозвучала песня со словами?

  2. Когда прозвучала первый раз мелодия песни и как?

  3. Какая музыка звучит в тот момент, когда Крошка Енот двигается к пруду?

  4. Какая музыка звучит в тот момент, когда Крошка Енот убегает от пруда?

  5. Какая музыка быстрее – та, которая сопровождает Крошку Енота при движении к пруду или та, под которую он убегает?

  6. Что делает музыка, когда Крошка Енот натыкается на обезьянку?

  7. Что звучит, когда Крошка Енот подходит к пруду?

  8. Почему бегство Крошки Енота сопровождает веселая музыка?

  9. В какие тона перекрашивается видеоряд, когда звучит песенка про Улыбку со словами?

  10. Чем заканчивается мультфильм: что в кадре и какая музыка его сопровождает?

Все вопросы в необходимой мере подкрепляются показом отдельных фрагментов фильма. Ряд фрагментов необходимо показать в сравнении, например, для ответов на первый и второй музыкальные вопросы, на пятый вопрос, на седьмой.

Можно предложить и домашнее задание: нарисовать один какой-либо кадр из фильма и на следующем уроке предложить другим ребятам из группы вспомнить – какая музыка звучит в соответствии с этим кадром.

Обратимся теперь к мультфильму «По дороге с облаками» (1984 г., музыка В. Быстрякова).

Протяженность фильма - 9′. Для детей чуть постарше 7 лет.

Сюжет фильма прост: тигренок и обезьянка отправляются гулять «по дороге с облаками». К ним по очереди присоединяются крот и слон, а затем бегемот, крокодил и черепаха. В какой-то момент вся компания разворачивается и возвращается назад. Весь фильм сопровождается замечательными веселыми песнями, сначала одной – по дороге туда, а затем другой – по дороге обратно.

Пожалуй, главный вопрос – о чем этот фильм. Проанализировав все эпизоды фильма, можно составить сценарий, который будет отмечать фазы эмоционального подъема на основе повторов куплетов. Средства здесь разные – как сугубо музыкальные (взаимодействие инструментального звучания и вокального, соотношение разных темпов и тембров), так и визуальные.

Вопросы могут быть такими:

  1. Кто поет песню?

  2. В каком порядке появляются герои этого фильма?

  3. Какие атрибуты сопровождают каждого из них?

  4. Почему атрибутов нет у тигренка и обезьянки?

  5. Как расположены «по дороге туда» по отношению к друг другу в самом начале пути тигренок и обезьянка, в процессе прогулки, в конце «дороги обратно».

  6. Какие средства используют авторы фильма для образования законченности композиции – музыкальные, визуальные, сквозные?


 


 

К несомненным шедеврам в жанре малых форм относится мультфильм «Умка», созданный Ю. Яковлевым и композитором Е. Крылатовым в 1969-1970 гг. Протяженность фильма – 10 ′.

Всем известна знаменитая колыбельная Умки. Ее поют с удовольствием не только дети, но и взрослые. Несомненна самоценность этой песни: ее удивительная пластика создает цельный мир покоя и человеческого тепла. Однако в фильме она составляет часть сложного звукового содержания, поэтика которого требует внимательного отношения.

Исследование этого фильма, пожалуй, можно адресовать школьникам 5-6 класса. Детали сюжета фильма – метель, олени, печальная рыба-солнце, люди, которые где-то там, - предстают как поэтические символы повествования и этому способствует музыка своей многоплановостью. При обращении к фильму «Умка» появляется возможность ввести в аналитический обиход такие параметры как тематизм, его различные формы, идея контраста или же производности, драматургическое обоснование прерывания музыкального развития, соотношение звучащего и незвучащего, разновидности пауз, приемы повторов и перекличек – в музыке и в видеоряде, формы симметрии – в музыке и видеоряде. Стоит охарактеризовать и художественный стиль изобразительного ряда с последующим выводом о формах взаимодействия музыки и кино. Можно попробовать подойти к проблеме соответствия и несоответствия музыки и изображения.

Мультфильм «Катерок» ( Ю. Энтин, В. Шаинский) длится всего 10 минут. Но когда его смотришь, кажется, что времени проходит гораздо больше. Возникает проблема психологического времени: чем больше событий, тем больше временная протяженность. Этот фильм можно изучать как со взрослыми ребятами, так и с малышами. В каждом случае будет наблюдаться разная степень подробностей. Сразу отметим, что режиссерски фильм настолько тщательно проработан, что количество алгоритмов, участвующих в создании поэтического единства, всегда будет «n+1».

Главный герой фильма – Катерок – сначала катается вдоль берега несколько раз, затем отправляется в далекое плавание за большим кораблем. Побывав у берегов Африки (там звучит известная песня «Чунга-Чанга»), катерок возвращается к себе на родину.

При коллективном просмотре фильма надо сначала нарисовать график маршрута Катерка, а затем постараться выяснить какая музыка соответствует тому или иному участку маршрута. Музыкальный материал складывается из трех разных тематических образований: тематизм песни Катерка, фуга и песня «Чунга-Чанга».

В результате внимательного вслушивания в музыкальную канву можно придти к выводу, что неоднократное возвращение того или иного музыкального материала происходит каждый раз с активным обновлением. В характере чередования разделов фильма есть черты формы рондо, с одной стороны, и черты сюиты, - с другой. В качестве рефрена формы рондо здесь выступает наиболее постоянный музыкальный фрагмент – инструментально звучащая лирическая песня Катерка. В роли эпизодов выступают фуги на одну и ту же тему: первый раз – хоровая, жизнеутверждающая, второй раз – инструментальная, разработочная, заканчивающаяся выбросом Катерка на берег. Сюитность проявляется за счет отчетливого структурирования всей сюжетной линии: все разделы имеют ясно обозначенные кадансы с цезурами.

Песня «Чунга-Чанга» попадает в зону золотого сечения, выделяется своей яркой танцевальностью и дает повод подробнее остановиться на жанровой характеристики всего музыкального материала фильма.

По сюжету фильма действие начинается весной в половодье, затем последовательно проходят лето, осень и зима. Видеоряд очень выразительно крупным планом показывает все приметы каждого времени года – и распускающийся подснежник, и сухие веточки, оставшиеся с осени до весны, и красивые красные осенние листья, и льдины, которые свободно плавают (это весна), и наоборот, сковывают Катерок (приход зимы). Однако, вслушиваясь в музыкальное развитие, можно заметить, что не видеоряд влияет на выбор той или иной музыки, а музыка со свойственной ей возможностью самостоятельно организовывать композицию влияет на структурирование видеоряда, помогает выявить самостоятельную поэтическую значимость каждого времени года.

Возможные вопросы:

Кто же еще герои этого фильма? Как общается с ними Катерок? Поет ли песню Катерок? Почему у фуги нет слов? С какими героями фильма у Катерка самые дружественные, теплые отношения?

Детям помладше можно дать задание нарисовать эпизоды, посвященные общению детей с Катерком. Детям постарше можно предложить составить «дорожную карту» инструментов, звучащих сольно по ходу развертывания повествования.

В заключение мы предлагаем читателю самостоятельно просмотреть мультфильм «Как львенок и черепаха пели песню» с музыкой Г. Гладкова и получить наслаждение от фантастической изобретательности авторов этого шедевра, которые на основе непрерывного варьирования одного музыкального материала создали динамичную композицию.

 


 

1 Не смотря на то, что на дворе уже давно XXI век, закрепление конкретных зрительных образов за различными интервалами, представляет собой завидное постоянство в учебном процессе, особенно на

уроках сольфеджио.

Категория: Методические статьи | Добавил: petermus (01.02.2020)
Просмотров: 220 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz