Гусева А.В.
кандидат искусствоведения, доцент.
Санкт-Петербургская консерватория
Общее музыкальное образование: что это?
У читателя может сразу же появиться соображение о том, что в этой области все давно понятно. По существующим министерским учебным планам предмет под названием «Музыка» изучается до 7 класса (а где-то и до 9-го) включительно. Для каждого класса разработаны учебники и их можно купить в магазине. Существуют даже рабочие тетрадки, в которых заботливые авторы-составители оставляют немного пустого места, чтобы учащийся мог вписать туда недостающий материал. Остается только время от времени вносить дополнительные методические ретуши. Но так ли все ясно в этом вопросе?
При определении целей и задач музыкального образования в профессиональном звене, к сожалению, под тяжестью указаний на многочисленные технические навыки, сопутствующие обучению музыке, задача собственно эстетического характера – любить и понимать этот вид искусства, уметь общаться как с самим собой, так и с окружающим миром на языке музыки, куда-то делась. Она имеется в виду «где-то там», между строк, как само собой разумеющееся.
При определении задач музыкального образования на массовом уровне, неотягощенного профессиональными проблемами игры на том или ином инструменте, этот недочет выступает с угрожающей очевидностью. Задачи музыкального образования (а, может, правильнее говорить – музыкального воспитания) – хоть профессионального, хоть общего – зависят от содержания данного предмета исследования. Что же составляет основу предмета под названием «музыка»? Быть может, отвечая на этот вопрос, мы поймем наши ошибки, поймем, что главное, бесценное музыки – в силу каких-то (?) причин – давно забыто и получило в педагогической практике, пожалуй, весьма странное искривление.
Если ребенок придет в секцию рисования, то, по-видимому, он прежде всего будет рисовать. Карандашами, красками, мелками – но рисовать! Можно ли выстроить обучение на основе рассказов о художниках? Если ребенок придет в секцию гимнастики, то, наверное, он будет заниматься упражнениями, соответствующими конкретному виду гимнастики. Можно ли осуществить обучение на основе рассказов о великих гимнастах, даже если они и чемпионы? А если ребенка отдать в плавание? Научится ли он плавать, не входя в воду, хотя и будет прекрасно знать технологию плавания?
Но почему же предмет «музыка» в общеобразовательной школе по ныне существующей программе наполняется разговорами о… Неужели это и есть содержание музыки? В поисках ответа на этот вопрос, остановимся лишь на некоторых частностях музыки как художественного явления, которые могут помочь приблизиться к определению главного.
У музыки есть свой язык – язык звуков. Изучение музыки как языка аналогично другим вербальным языкам – русскому, английскому, французскому и т.д. Все вербальные языки имеют два варианта освоения: практическое, без знания теории и практическое, совмещаемое с теорией. Теория нужна для овеществления продукта труда – в данном случае это та или иная форма письменности. Обучение музыке также может проходить двояко: можно петь и играть на любом инструменте, не зная нотной грамоты, но можно петь и играть по нотам, получая от этого соответствующее удовольствие. Но нельзя изучать только теорию, знакомиться с дополнительной информацией в виде «рассказов о…», не включаясь при этом в практический процесс – пения или игры на музыкальном инструменте или того и другого вместе. Используемая в этом случае пассивная форма общения с музыкой (знание сомнительного качества о чем-либо) имеет, в основном, отрицательный результат: либо вырабатывает ложное представление о том, что же такое музыка, либо развивает комплексы зажатости, неудовлетворенности, так как на интуитивном уровне здоровый человеческий организм (с возрастом эта природная реакция слабеет в условиях формального обучения и прагматичного функционирования в обществе) хочет включиться в двигательный процесс, заявленный той или иной музыкой, испытать физическое удовольствие от мышечной работы при пении или игре на простейших ударных инструментах.
Жанр разговоров о музыке, представленный всевозможными лекциями-концертами, имеет уже многолетние традиции. Но их достоинства становятся источником недостатков. Они формируют бытовое мнение о возможности замены ими музыкальных занятий, основанных на собственно практике. Но стоит ли стараться словами выражать содержание музыки, тем более - инструментальной? Может быть, музыка как вид художественной деятельности потому и существует, что не требует слов, а передает свое содержание в звуках. И область этого содержания не предметна, а касается эмоций, состояний души, различных форм движений. Тогда целью учебной дисциплины «музыка» становится научить человека переживать благодаря общению со звуками, т.е. воспитать эмоциональный мир, основанный не только на безусловных рефлексах, а и на благоприобретенных духовных движениях души.
Определив таким образом цели, становится ясно, что поставленный в заглавии вопрос находится скорее в плоскости «не что, а как». Каким образом через практические навыки музицирования – вокального или инструментального или и того и другого - можно развивать, формировать душевную чуткость ученика?
Остановимся на одном случае из школьной практики. В актовом зале школы проходил традиционный концерт самодеятельности. На сцене мелькали один выступающий за другим, а в переполненном зале стоял постоянный гул: никто из присутствующих не был увлечен происходящим на сцене и никакие угрозы со стороны преподавателей не способствовали установлению порядка среди зрителей. Но вот на сцену вышла девочка и запела на английском языке тихим голосом песню под фортепианный аккомпанемент, звучавший в соответствии с ее голосом также тихо. И вдруг, как будто по мановению волшебной палочки, в зале установилась тишина и все стали ее внимательно слушать. Воспитатели решили, что их окрики наконец-то возымели действие. Но вот песенка закончилась, появился следующий выступающий и традиционный гул в зале снова восстановился. Что же произошло? Английских слов песни, конечно, никто не разобрал, но искренность пения, непрерывно наполняющая исполнение выразительная интонация мгновенно покорили мальчишек и девчонок, недополучивших уроков правильного поведения в зале.
«Музыка» - это единственный предмет в школьной программе, имеющий своим содержанием интонационность, богатство и смысл которой преподаватель раскрывает через голос или через тактильное прикосновение к инструменту. Этот предмет должен быть постоянным спутником учащегося, так как духовно-эмоциональное воспитание не имеет границ.
Общее музыкальное образование – это всеобщая музыкальная грамотность, под которой следует понимать грамотно сформированный эмоциональный мир человека.
Опубликовано в сб. Современное музыкальное образование 2004. Материалы международной научно-практической конференции 26-29 октября 2004 г. РГПУ им. А.И.Герцена. СПб Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова. СПб. , 2004.
|