Российские музыкальные мультфильмы как обучающий материал
Обучение музыке в России имеет давние традиции. Дети учатся в музыкальных школах, школах искусств. В гимназиях разного профиля также имеются в том или ином виде уроки музыки. Чаще всего учебный процесс осуществляется одновременно в двух формах. Это - индивидуальное обучение на каком-либо музыкальном инструменте и групповые занятия, посвященные изучению музыкальной литературы и развитию слуха. Большое место в системе музыкального обучения занимает и хоровое пение.
Однако время вносит свои существенные коррективы в учебный процесс. Окружающий мир стремительно преобразуется. Компьютеризация и телефонизация ведут к чрезвычайному увеличению информации, что приводит к деформации как физических, так и духовно-психологических возможностей детей, что требует коренного пересмотра многих аспектов начального музыкального образования.
Вникая в суть методических поисков последних лет складывается впечатление, что возникает активная потребность как-то восполнить наметившееся отторжение детей от музыки, вернее сложившееся несколько поверхностное отношение, формальное, и потому не ведущее к существенным результатам духовного воспитания.
В учебном плане стали появляться новые предметы. Так, перед музыкальной литературой, которая обычно начинается в 4-ом классе, ввели трехгодичный предмет «Слушание музыки». Где-то в методических кабинетах имеется даже программа по этому предмету. Правда, при желании преподаватель может в какой-то мере сам выбирать музыкальный материал.
Что же нового заключает в себе данная дисциплина? Она способствует формированию иного отношения к музыке или же снова и снова учащимся предлагается через увеличение количества информации приблизиться к качественным изменениям? Обратим внимание: название учебной дисциплины точно соответствует его содержанию, а именно, слушанию – т.е. самой пассивной форме общения детей с музыкой. Педагог что-то расскажет, сыграет или предложит послушать, а дети должны что-то запомнить. Возникает вопрос: креативна ли такая форма подачи материала, насколько дети могут зарядиться активностью на фоне обязательных предметов начальной школы, учит ли этот предмет эмоционально переживать прослушанную музыку?
В некоторых музыкальных школах, примыкающих к региону Москвы, не так давно появился предмет «Теория музыкального содержания». Являясь своего рода адаптированным вузовским курсом с таким же названием, он, быть может, выступает как более активный предмет по отношению к дисциплине «Слушание музыки». Но откуда черпаются характеристики музыкальный явлений – из них самих, атрибутивно существующих в соответствии с природой музыки или же больше из окружающей среды, с которой музыка так или иначе вступает в контакт и могут ли осуществить необходимый анализ маленькие дети?
Следует добавить, что на уроках сольфеджио, особенно, в подготовительных группах, где учатся дети 5-6 лет, уже давно используется рисование как средство расшифровки музыкального содержания. Как-то педагог по данному предмету на вопрос «а что вы делаете с малышами на сольфеджио?» с восторгом ответил: «Мы рисуем музыку!» И опять возникает сомнение: насколько продуктивно детям рисовать что-либо в соответствии с прослушанной – обычно инструментальной - музыкой, ведь на то и существует такой вид искусства, который обходится без изображения? Размышления вызывает и сам факт перевода детьми динамики музыки в статику рисунка: насколько целесообразна эта деятельность детей в деле освоения специфического начала музыки?
Приобщение к музыке – это не только и даже не столько игра на инструменте (можно играть, но не чувствовать специфики музыки), а постижение особой формы бытия человека, связанной с движением. Физическое движение должно найти отражение в движении мысли, чувства и наоборот. Между прочим, на вопрос «что такое музыка, в чем ее особенность в отличие от других видов искусств» студенты композиторского факультета консерватории не всегда могут грамотно ответить. Может, стоит отойти от сложившегося стереотипа, что музыка что-либо изображает. Музыка ничего не изображает из конкретного мира, но она способна воплотить тип движения, соответствующий тому или иному явлению. И не нужно думать, что детям обязательно надо внушать, что секунды - это ежики, септимы – это кенгуру, а квинты – это коровы. Не слушать, а слышать, различать по возможности все детали движения, которое никогда не бывает одинаковым. «Человек слышит только то, что понимает», - сказал И. Гете. Научить молодое поколение вслушиваться в музыкальное движение, замечать его, откликаться на музыкальное событие и, наконец, добиться того, чтобы музыка стала неотъемлемой частью бытия, – вот что должно стать содержанием музыкальных занятий.
Попробуем отыскать новую область методических поисков, в которой, на наш взгляд, будут сопряжены два условия, необходимые для успешного результата. Учащимся должно быть интересно и очень должно хотеться сделать то, что попросит преподаватель, а может, даже и сам учащийся предложит конкретную форму работы. И в условиях активной заинтересованности начнут открываться тайные уголки музыкального мироздания.
Российские детские мультфильмы впитали лучшие традиции советского кинематографа. Содружество «Эйзенштейн – Прокофьев» заложило фундамент в тесную взаимосвязь музыки и видеоряда. Обращение к этому виду искусства может помочь сегодня решить многие задачи духовного воспитания.
В теории музыки есть такое понятие как «малые формы». К ним относятся музыкальные произведения, протяженность которых может измеряться двумя-тремя страницами нотного текста. Однако отсюда совсем не вытекает, что малая протяженность произведения соответствует малому – незначительному – содержанию. Наоборот, поэтика художественного произведения обладает совершенно другой плотностью информации. Становится значимым каждый поворот развития. Появляется возможность скоординировать все отдельные синтаксические детали текста и определить их композиционную функцию.
Советские мультфильмы с музыкой таких корифеев в этой области как В. Шаинский, Е. Крылатов, Г. Гладков, и других композиторов, - яркие примеры малых форм в кинематографии, представляющие собой аналог малым формам, существующим в музыкальном искусстве. Мультфильмы, продолжительностью не более десяти минут, способны научить детей различать детали музыкального развертывания, вслушиваться в содержательный характер музыкального материала в условиях максимальной взаимосвязи музыки и видеоряда. Поэтика мультфильма – это результат единства двух равноправных составляющих – зрительного и звукового рядов. Каждый из них не может существовать без другого, один ряд становится необходимым дополнением другого. Еще раз стоит подчеркнуть: не музыка и рисование, где формы художественного бытия – динамика и статика – на уровне детского восприятия находятся в конфронтации, а музыка и кино, союз которых осуществляется в одинаковых условиях – в условиях единого алгоритма движения и пространства.
Обычно в основе музыкального решения мультфильма находится песня. Песня – квинтэссенция поэтики мультфильма. Часто полюбившаяся песня начинает жить своей жизнью, существуя в индивидуальном мире ребенка вне видеоряда. Песня поется на праздниках, на прогулках, в личном общении. Этот факт подтверждает поэтическую ценность песни. Эмоциональная увлеченность детьми той или иной песней на первых порах становится определяющим фактором в выборе мультфильма для аналитических занятий. Знание песни способствует более быстрому проникновению в особенности музыкальной поэтики мультфильма.
Почему все-таки песня, а не какой-либо другой музыкальный жанр преимущественно используется в детских мультфильмах? Причин много и все они находятся под пристальным вниманием создателей маленьких кинематографических шедевров. Песня – это прежде всего мелодия со словами. Ее легко запомнить и спеть (очень важно, что в мультфильмах песня всегда звучит в детском песенном диапазоне). Мелодия песни запоминается легко, так как она всегда структурно оформлена, периодична, ее завершающая фаза всегда композиционно предугадывается. Песня в большинстве своем всегда связывается с движением – темпом, соответствующем ходьбе.
В то же время тематизм песни легко подвергается жанровым изменениям: чаще всего начальные фразы используются для вступлений, связок между эпизодами фильма и звучат медленнее. Идея куплетности активно используется на протяжении всего фильма: песня то поется, причем по-разному – сольно, дуэтом, ансамблем, хором, то звучит инструментально – в различных тембровых вариантах. В результате изучения всех вариантов звучания песни, можно прослушать мультфильм, не глядя на экран, и определить реальное местоположение каждого эпизода видеоряда.
Звуковое решение осуществляется в мультфильмах и на основе только инструментальной музыки (вспомним замечательный фильм «Балерина на корабле» с музыкой А. Шнитке). Есть и полнометражные мультфильмы, например, «Маугли» с музыкой С. Губайдулиной. Из зарубежных образцов стоит обратить внимание на фильм «Король Лев», где музыкальное решение аппелирует к воспроизведению различных жанров симфонической и хоровой музыки. Однако этот материал подходит скорее для последующих этапов изучения синтеза музыки и видеоряда. В дидактических целях начинать удобно именно с малых форм – с тех, в которых песня является определяющим началом.
Попробуем проанализировать девятиминутный мультфильм «Крошка Енот» 1974 года (музыка В. Шаинского, сл. М. Пляцковского). Пожалуй, этот фильм можно адресовать самым маленьким ученикам – детям 6-7 лет. Предварительно можно дать домашнее задание – посмотреть фильм и приготовиться рассказать сюжет. В любом случае на уроке мы уточняем содержание фильма. Анализ сюжета во всех его деталях – отправная точка анализа любого мультфильма. Нужно научить ясно и точно излагать мысли и свои соображения. Проведем перечень возможных вопросов:
-
Куда мама отправляет Крошку Енота?
-
Чем знаменателен этот день?
-
Зачем мама отправляет Крошку Енота на пруд?
-
Какой маршрут проделал Крошка Енот?
-
Кого он встретил по дороге?
-
Сколь раз Крошка Енот доходил до пруда?
-
Когда Крошка Енот шел, а когда бежал?
-
На который раз он стал улыбаться?
Можно предложить провести конкурс по рисованию маршрута Крошки Енота. Можно совместными усилиями нарисовать этот график на доске.
Теперь можно перейти к вопросам о музыке.
-
Когда же прозвучала песня со словами?
-
Когда прозвучала первый раз мелодия песни и как?
-
Какая музыка звучит в тот момент, когда Крошка Енот двигается к пруду?
-
Какая музыка звучит в тот момент, когда Крошка Енот убегает от пруда?
-
Какая музыка быстрее – та, которая сопровождает Крошку Енота при движении к пруду или та, под которую он убегает?
-
Что делает музыка, когда Крошка Енот натыкается на обезьянку?
-
Что звучит, когда Крошка Енот подходит к пруду?
-
Почему бегство Крошки Енота сопровождает веселая музыка?
-
В какие тона перекрашивается видеоряд, когда звучит песенка про Улыбку со словами?
-
Чем заканчивается мультфильм: что в кадре и какая музыка его сопровождает?
Все вопросы в необходимой мере подкрепляются показом отдельных фрагментов фильма. Ряд фрагментов необходимо показать в сравнении, например, для ответов на первый и второй музыкальные вопросы, на пятый вопрос, на седьмой.
Можно предложить и домашнее задание: нарисовать один какой-либо кадр из фильма и на следующем уроке предложить другим ребятам из группы вспомнить – какая музыка звучит в соответствии с этим кадром.
Обратимся теперь к мультфильму «По дороге с облаками» (1984 г., музыка В. Быстрякова).
Протяженность фильма - 9′. Для детей чуть постарше 7 лет.
Сюжет фильма прост: тигренок и обезьянка отправляются гулять «по дороге с облаками». К ним по очереди присоединяются крот и слон, а затем бегемот, крокодил и черепаха. В какой-то момент вся компания разворачивается и возвращается назад. Весь фильм сопровождается замечательными веселыми песнями, сначала одной – по дороге туда, а затем другой – по дороге обратно.
Пожалуй, главный вопрос – о чем этот фильм. Проанализировав все эпизоды фильма, можно составить сценарий, который будет отмечать фазы эмоционального подъема на основе повторов куплетов. Средства здесь разные – как сугубо музыкальные (взаимодействие инструментального звучания и вокального, соотношение разных темпов и тембров), так и визуальные.
Вопросы могут быть такими:
-
Кто поет песню?
-
В каком порядке появляются герои этого фильма?
-
Какие атрибуты сопровождают каждого из них?
-
Почему атрибутов нет у тигренка и обезьянки?
-
Как расположены «по дороге туда» по отношению к друг другу в самом начале пути тигренок и обезьянка, в процессе прогулки, в конце «дороги обратно».
-
Какие средства используют авторы фильма для образования законченности композиции – музыкальные, визуальные, сквозные?
К несомненным шедеврам в жанре малых форм относится мультфильм «Умка», созданный Ю. Яковлевым и композитором Е. Крылатовым в 1969-1970 гг. Протяженность фильма – 10 ′.
Всем известна знаменитая колыбельная Умки. Ее поют с удовольствием не только дети, но и взрослые. Несомненна самоценность этой песни: ее удивительная пластика создает цельный мир покоя и человеческого тепла. Однако в фильме она составляет часть сложного звукового содержания, поэтика которого требует внимательного отношения.
Исследование этого фильма, пожалуй, можно адресовать школьникам 5-6 класса. Детали сюжета фильма – метель, олени, печальная рыба-солнце, люди, которые где-то там, - предстают как поэтические символы повествования и этому способствует музыка своей многоплановостью. При обращении к фильму «Умка» появляется возможность ввести в аналитический обиход такие параметры как тематизм, его различные формы, идея контраста или же производности, драматургическое обоснование прерывания музыкального развития, соотношение звучащего и незвучащего, разновидности пауз, приемы повторов и перекличек – в музыке и в видеоряде, формы симметрии – в музыке и видеоряде. Стоит охарактеризовать и художественный стиль изобразительного ряда с последующим выводом о формах взаимодействия музыки и кино. Можно попробовать подойти к проблеме соответствия и несоответствия музыки и изображения.
Мультфильм «Катерок» ( Ю. Энтин, В. Шаинский) длится всего 10 минут. Но когда его смотришь, кажется, что времени проходит гораздо больше. Возникает проблема психологического времени: чем больше событий, тем больше временная протяженность. Этот фильм можно изучать как со взрослыми ребятами, так и с малышами. В каждом случае будет наблюдаться разная степень подробностей. Сразу отметим, что режиссерски фильм настолько тщательно проработан, что количество алгоритмов, участвующих в создании поэтического единства, всегда будет «n+1».
Главный герой фильма – Катерок – сначала катается вдоль берега несколько раз, затем отправляется в далекое плавание за большим кораблем. Побывав у берегов Африки (там звучит известная песня «Чунга-Чанга»), катерок возвращается к себе на родину.
При коллективном просмотре фильма надо сначала нарисовать график маршрута Катерка, а затем постараться выяснить какая музыка соответствует тому или иному участку маршрута. Музыкальный материал складывается из трех разных тематических образований: тематизм песни Катерка, фуга и песня «Чунга-Чанга».
В результате внимательного вслушивания в музыкальную канву можно придти к выводу, что неоднократное возвращение того или иного музыкального материала происходит каждый раз с активным обновлением. В характере чередования разделов фильма есть черты формы рондо, с одной стороны, и черты сюиты, - с другой. В качестве рефрена формы рондо здесь выступает наиболее постоянный музыкальный фрагмент – инструментально звучащая лирическая песня Катерка. В роли эпизодов выступают фуги на одну и ту же тему: первый раз – хоровая, жизнеутверждающая, второй раз – инструментальная, разработочная, заканчивающаяся выбросом Катерка на берег. Сюитность проявляется за счет отчетливого структурирования всей сюжетной линии: все разделы имеют ясно обозначенные кадансы с цезурами.
Песня «Чунга-Чанга» попадает в зону золотого сечения, выделяется своей яркой танцевальностью и дает повод подробнее остановиться на жанровой характеристики всего музыкального материала фильма.
По сюжету фильма действие начинается весной в половодье, затем последовательно проходят лето, осень и зима. Видеоряд очень выразительно крупным планом показывает все приметы каждого времени года – и распускающийся подснежник, и сухие веточки, оставшиеся с осени до весны, и красивые красные осенние листья, и льдины, которые свободно плавают (это весна), и наоборот, сковывают Катерок (приход зимы). Однако, вслушиваясь в музыкальное развитие, можно заметить, что не видеоряд влияет на выбор той или иной музыки, а музыка со свойственной ей возможностью самостоятельно организовывать композицию влияет на структурирование видеоряда, помогает выявить самостоятельную поэтическую значимость каждого времени года.
Возможные вопросы:
Кто же еще герои этого фильма? Как общается с ними Катерок? Поет ли песню Катерок? Почему у фуги нет слов? С какими героями фильма у Катерка самые дружественные, теплые отношения?
Детям помладше можно дать задание нарисовать эпизоды, посвященные общению детей с Катерком. Детям постарше можно предложить составить «дорожную карту» инструментов, звучащих сольно по ходу развертывания повествования.
В заключение мы предлагаем читателю самостоятельно просмотреть мультфильм «Как львенок и черепаха пели песню» с музыкой Г. Гладкова и получить наслаждение от фантастической изобретательности авторов этого шедевра, которые на основе непрерывного варьирования одного музыкального материала создали динамичную композицию.
|