Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [20]
Учебные программы [6]
Учебные программы (СПбГК)
Бетховен Соната №9 Ми мажор ор. 14 ч.2 [0]
Исполнительские трактовки
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Суббота, 18.05.2024, 08:19
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

Андрей Волконский. Основы темперации.
[ Скачать с сервера (496.5 Kb) ] 26.10.2010, 15:46

Краткий конспект (основные положения)

1. Вступление


1.1. Интервал считается чистым, когда он не производит биений. Такого рода интервалы мы находим либо в натуральной гамме, либо в обертоновой шкале.

Темперированный интервал - интервал, имеющий отклонение либо в сторону увеличения, либо в сторону уменьшения по сравнению с чистым.

Темперированный интервал производит биения. Чем больше отклонение, тем скорость биений увеличивается. Интервалы следует рассматривать не только в их одновременном звучании, но также в их последовательности, поскольку интервал есть частица некоего звукоряда.

Источник основных как европейских, так и не европейских звукорядов – спираль Пифагора, состоящая из цепочки чистых квинт, уходящих в бесконечность.

2. Средние века.


2.1. В течение всех средних веков вплоть до второй половины, XV в. господствовала нетемперированная система, основанная на пифагорейской диатонической гамме и вполне соответствующая модальному мышлению того времени (т.е. церковные лады).


Наиболее полное описание этой системы мы находим у Арно (Arnaut di Zwolte.145O).

Этот автор довел систему до логического завершения, выйдя из диатонической сферы и охватив всю хроматическую гамму.


3.6.1. "Истинная интонация", или чистый строй (англ. Just Intonation).


Натуральную гамму, Царлино вывел из деления струны на простые числа (2, 3/2,4/3, и т.д.) (Istituzione Armoniche, 1558).

Она почти полностью совпадает с античной гаммой Аристоксена Тарантийского.

Состоит она из трех абсолютно чистых трезвучий С, G, F и двух минорных А и Е.

Натуральная гамма - основа звукоряда всех натуральных инструментов как-то: труба, альпийский рог и т.д., что создавало естественные проблемы при настройке оркестра.

В XVI в. появились бесчисленные сборники танцев и обработок популярных песен. Поскольку их гармоническая структура очень проста, то данная система вполне подходит, тем более что эта настройка не требует никаких навыков..().

Любая провинциальная девица могла настраивать свой инструмент, чтобы исполнять эти незамысловатые пьесы.

XVII

4.1. В XVII в. зарождаются национальные традиции, как в создании инструментов, так и в способах их настройки.

Испанский орган звучит иначе, чем немецкий, фламандские клавесины резко отличаются от итальянских.

4.4.1.Безусловно, самый крупный вклад в темперацию внес Веркмайстер (Werckmeister,1645 - 1705) - композитор, органист и теоретик. Он автор многих работ, в том числе

"Orgelprobe" (1681) и "Musikalische Temperatur" (1691),

целиком посвященных вопросам темперации.

5.3. Равномерная темперация была неоднократно описана в течение XVII – XVIII в.в., главным образом, теоретиками и учеными.Музыканты упорно от нее отворачивались.


Заметное исключение - Рамо, который, начиная с 1737 г. стал ее убежденным сторонником.(...)

Тональное мышление устанавливалось постепенно.

Еще в начале XVIII в. композиторы были убеждены, что пишут в ладах (mode, ton).

Практика сильно опережала теорию.

Учение о гармонии в том смысле, в каком мы это понимаем, впервые было изложено в середине XIX в. Фетисом, заслуга которого заключается в том, что он зафиксировал на бумаге то, что существовало уже давно.

Бах не руководствовался никакими пособиями. Единственно признанной наукой в то время было учение о контрапункте.

Именно сплетение мелодий привело к образованию аккордов, а не наоборот.

Цифрованный бас имеет мелодическую основу.(...)

Крупный специалист по старинным органам и темперациям Анри Легро (Henri Legros),ссылаясь на мнение Темпельхофа (G.F. Tempelhof), высказанное в 1775 г., пишет:

« Превращение этого произведения (ХТК) в манифест равномерной темперации может привести лишь к тому, что оно станет сборником упражнений по транспозиции, тогда как его цель состоит скорее в выявлении особого характера каждой тональности» (…)


Равномерная темперация годна лишь для определенного репертуара.

В принципе, она нарушает ладовую структуру любой музыки, неизбежно приводит стандартизации.(...)

Основа всякой музыки, европейской (включая Веберна) или не европейской, всегда модальна. Слово "настройка" этимологически родственно слову "настроение", а немецкое Stimmung обозначает сразу и то и другое.

7.2.1. Строй


Конвенция А = 440 Hz существует относительно недавно.

В старину высота строя могла разниться на кварту или квинту в зависимости от органа или города (от 327 до 5О6 Hz).

В Германии во времена Баха в пределах одного города существовало три строя:

1) Chorton (на этой высоте настраивался орган),

2) Kammerton (на тон ниже) для инструментальной музыки и

3) Tief Kammerton (на полтора тона ниже).

Критерием служили тесситура голосов и конструкция деревянных духовых инструментов

(флейты и гобои могли иметь А = 408 Hz).

Понятия об абсолютной высоте звука не существовало.

То, что мы называем "абсолютным" слухом, в этой ситуации не имеет никакого смысла.(...)

7.2.2. Оркестровый строй

Центром барочного оркестра был клавесин как носитель гармонической структуры, дающий ритмический импульс. Тем самым он заменял дирижера.

Струнные настраивались, исходя из квинт клавесина. Современные струнники не любят этого делать, поскольку им приходится при этом менять некоторые привычки. (…)


7.3.3. Как настраивать клавесин при эклектичной программе?

Оптимальный вариант — игра на двух или трех клавесинах, настроенных по-разному.

Прошу не смеяться!

Мне посчастливилось дать такой концерт в Нюрнберге в музее музыкальных инструментов, где находится удивительная коллекция оригинальных клавесинов.

Играл я на трех: итальянском 1620 г., фламандском (Rückers) и немецком конца XVIII века.

Многие лютнисты в своих сольных концертах пользуются 6 -7инструментами, настроенными по-разному, что дает им возможность охватить самый широкий репертуар.

Если вернуться к реальности, при записи на компакт-диск вполне возможно перестраивать инструмент.

В концертной практике не следует все же составлять слишком эклектичные программы.

Например, программа, состоящая из пьес XVI в. и музыки Гайдна, вряд ли целесообразна. Поскольку темперация находится на службе у музыки, а не наоборот, надо исходить из следующих соображений: в каждой программе существует "коронный номер", к нему и следует приспособиться в программе, состоящей из произведений разных эпох, разумеется, надо ориентироваться на более позднее.





Категория: Мои файлы | Добавил: petermus
Просмотров: 2084 | Загрузок: 386 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz