Меню сайта
Категории раздела
Мои файлы [20]
Учебные программы [6]
Учебные программы (СПбГК)
Бетховен Соната №9 Ми мажор ор. 14 ч.2 [0]
Исполнительские трактовки
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Суббота, 04.05.2024, 20:28
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Каталог файлов
Главная » Файлы » Мои файлы

В категории материалов: 20
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 »

Сортировать по: Дате · Названию · Рейтингу · Комментариям · Загрузкам · Просмотрам

 Следует напомнить прописную истину: музыка существует только благодаря ее исполнению. В триаде «композитор – исполнитель – слушатель» исполнителю отводится по существу главенствующая роль в проникновение композиторского замысла. Слушатель может понять только то, что передает ему исполнитель, который напрямую общается с музыкальным произведением.

Мои файлы | Просмотров: 35 | Загрузок: 14 | Добавил: petermus | Дата: 21.04.2023 | Комментарии (0)

Соната № 27 не имеет авторского названия. Однако благодаря особенностям ее тематизма, принципам развертывания композиции достаточно ясно вырисовываются фаустианские черты этой сонаты. Забегая вперед, скажем так: это Соната «Фаустовская». 

Мои файлы | Просмотров: 46 | Загрузок: 19 | Добавил: petermus | Дата: 19.04.2023 | Комментарии (0)

Сборник методических материалов (в формате pdf)

Мои файлы | Просмотров: 44 | Загрузок: 24 | Добавил: petermus | Дата: 06.04.2023 | Комментарии (0)

Стихи, пронизывающие роман И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Майстера» стали особо притягательными для композиторов на протяжении всего ХIХ века. Анализ творческого союза поэзии и музыки становится мощным источником для проникновения в тайны творчества и одной и другой сторон. 

Мои файлы | Просмотров: 116 | Загрузок: 37 | Добавил: petermus | Дата: 05.04.2021 | Комментарии (0)

В центре внимания автора - музыка и слово, слово и музыка в творчестве Роберта Шумана: движение от Гейне к Гете.

Видеозапись лекции: на сайте  Lectorium      https://www.lektorium.tv/lecture/29505

Мои файлы | Просмотров: 389 | Загрузок: 0 | Добавил: petermus | Дата: 01.03.2017 | Комментарии (0)

Песни «Sehnsucht» Бетховена на стихи Гете «Nurwer die Sehnsucht kennt»: четыре версии или вокальный цикл?

 

Cреди поэтических шедевров И. В. Гете, привлекавших внимание композиторов на протяжении всего XIX столетия, стихотворение «Nur wer die Sehnsucht kennt» из романа «Годы учения Вильгельма Майстера» — одно из самых популярных. К нему обращались, частности, И. Райхардт, К. Леве, Л. ван Бетховен, Ф. Шуберт, Р. Шуман, Г. Вольф, в русской музыке на языке оригинала — А. Рубинштейн, Н.|Метнер. Столь многочисленные обращения к одному стихотворному источнику — факт уже сам по себе весьма примечательный, заставляющий задуматься о путях творческого общения композиторов с поэзией вообще и конкретно — с поэзией Гете, обладающей особой притягательной силой. Размышления о союзе музыки и поэзии наталкиваются на новые препятствия, когда мы соприкасаемся с аналогичным явлением в виде творческой потребности одной личности, этом ракурсе поэзия Гете хранит немало загадок.

Мои файлы | Просмотров: 464 | Загрузок: 145 | Добавил: petermusspb | Дата: 27.02.2016 | Комментарии (0)

В 1994 году появился цикл С. М. Слонимского «24 прелюдии и фуги». Выстраивание цикла по хроматизму вверх, где каждая ступень хроматического ряда от звука до представлена в двух вариантах – мажорном и минорном, сразу же отсылает нас к традиции баховской эпохи1. Многоаспектный анализ интонационной среды сочинения Слонимского выявляет теснейшие контакты с обоими баховскими циклами ХТК (1722, 1739-1742). Внешнее отличие от них заключается в трактовке Слонимским многознаковых тональностей. Вторую высотную точку хроматического звукоряда он организует как Ре бемоль мажор, а не как До диез мажор. Четвертая точка в ее минорном проведении предстает только однотонально – в виде ми бемоль минора, тогда как для аналогичной высотной точки в I томе ХТК Бах использует различную тональную трактовку – ми бемоль минор для прелюдии и ре диез минор – для фуги. Баховское разнотональное слышание одной и той же высотности реализуется Слонимским при прохождении девятой высотной точки хроматического звукоряда: это ля бемоль минор в прелюдии и соль диез минор – в фуге2.

1 Конечно же, на первый план тогда выступила идея технического параметра: благодаря темперации появилась возможность реализации различных тональностей в рамках одного строя. Старшие современники Баха были сильно увлечены такой ситуацией. ХТК Баха – на самом деле скорее завершает определенный этап новаторства в системе настройки. Любопытен цикл Фердинанда Фишера «Ariadne Musica», написанный в 1715 году, всего за 7 лет до появления I тома ХТК Баха. В нем 20 прелюдий и фуг, но при этом разных тональностей всего 19, так как ми минор повторяется дважды. Порядок появления тональностей отражает проблемы настройки: после экспозиционного До мажора появляется однотерцовый до диез минор. Третьей тональностью становится ре минор, который потом переходит в Ре мажор. Далее порядок появления тональностей продолжает соответствовать хроматическому движению вверх через общие терцовые тоны, с одной стороны, и сменности терцового минорного тона на мажорный, – с другой. Замыкается цикл соответственно переходом Си мажора в до минор. Реализовалась идея замкнутого круга: до минор мог бы перейти снова в До мажор. В то же время такие многознаковые тональности как До диез мажор, ми бемоль минор, Фа диез мажор, соль диез минор, си бемоль минор из этого круга выпали.

2Семантический аспект тональности, по крайней мере, тональности, связанной с мажорно-минорной основой, чрезвычайно интересен и требует специального рассмотрения. Вспоминаются ре диез минорный этюд А. Н. Скрябина и ми бемоль минорный этюд-картина С. В. Рахманинова. У Ф. Шопена есть Экспромт Фа диез мажор и Экспромт Соль бемоль мажор. Во всех указанных случаях развитие тональной структуры так или иначе определяется семантикой главной тональности. Автором данной статьи исследовалась зависимость тонального развития в фугах Баха, а также типа организации их свободной части от семантического поля главной тональности (Гусева А. В. О семантике тональности и тональном развитии в музыке на основе теории П. Флоренского о пространстве и времени искусстве (Предварительные соображения) //Памяти Павла Флоренского. Философия. Музыка. – СПб., «Дмитрий Буланин», 2002. – 260 с. ( С. 187- 195).

Мои файлы | Просмотров: 2176 | Загрузок: 702 | Добавил: petermusspb | Дата: 27.02.2016 | Комментарии (0)

Как, каким образом, сегодня общаться с музыкой Шостаковича – вопрос совсем не праздный. Обилие языковых новаций, характеризующих ХХ век, привело к гипертрофии области, связанной с изучением собственно элементов музыкального языка. Именно эта область  постоянно требовала к себе внимания, систематизации, определения. Пожалуй, можно считать, что этот процесс не закончился и по сей день: все еще сохраняют свою актуальность поиски методов, наиболее подходящих для фиксации новых форм кодирования художественного текста. Невольно внимание ученых в первую очередь сосредотачивается на  музыкальном языке, но не на музыкальной речи в ее целостности и интонационной направленности[1].

Заявленный ракурс исследования Сонаты ор. 61 Д. Д. Шостаковича – модуляция тональной структуры – требует предварительного прояснения. При всех имеющихся на сегодня расхождениях в определении тональности, в методах определения ее сущности, формы бытия научная мысль отмечает одно и то же – современная система организации музыкального текста индивидуальна и бесконечно разнообразна. Вопреки, казалось бы, многообразию видов тональности, не подчиняющихся счислению, Ю. Холопов создал метод классификации тональных форм[2], который, с одной стороны, позволяет рассматривать 4 внутренних атрибутивных параметра (обозначены автором как индексы) тональности, с другой, - в зависимости от  вариативности этих индексов - учитывать и конкретную особенность той или иной тональности. Благодаря такому подходу автор предлагает 10 вариантов видов, включая политональность.

 

[1] Следует  выделить монографию В. Медушевского «Интонационная форма музыки» (М., 1993 г.), восполняющую некоторый пробел в этой области.

[2] Ю. Холопов. Гармония: теоретический курс. СПб., 2003.

Мои файлы | Просмотров: 507 | Загрузок: 158 | Добавил: petermus | Дата: 24.04.2014 | Комментарии (0)

В организации учебного материала используется  органичный, естественный рост одновременно всех параметров музыкальной речи, изначально представленных в  теснейшей взаимосвязи, т.е. комплексно. Собственно процесс освоения образует   систему открытого типа: каждый обозначенный параметр может изучаться с различной степенью подробности в зависимости от реальных возможностей самих учащихся. Следует учитывать, что в одну группу могут попадать дети с разными музыкальными способностями, с разными моторно-двигательными и эмоциональными возможностями, Следует также иметь в виду, что есть дети, получающие индивидуальные занятия по фортепиано и не получающие их. Для последних  урок сольфеджио – основной источник развития навыков игры на фортепиано. Правильное слышание элементов музыки способствует формированию естественной постановки руки, воспроизведению естественной интонации без подсказки учителя.        


Мои файлы | Просмотров: 600 | Загрузок: 261 | Добавил: petermus | Дата: 10.10.2013 | Комментарии (0)


Мои файлы | Просмотров: 988 | Загрузок: 299 | Добавил: petermus | Дата: 26.07.2012 | Комментарии (0)

1-10 11-20
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz