Выражение Асафьева «Услышать –
это уже понять» можно рассматривать как методологическую основу любого
музыкального обучения и, в частности, на уроках сольфеджио. Услышать, т. е. научиться замечать
музыкальное событие, – это главная
цель предмета под названием сольфеджио. Появляются вопросы, вытекающие из главной первопричины:
как добиться этого умения, как определить наличие или, наоборот, отсутствие
услышанности, необходимой для раскрытия интонационой сущности музыки?
Основным содержанием данной программы является методологическое осмысление основных
параметров музыкального языка, которое
должно с самого начала обучения научить детей слышать то, что они
делают. Под знаком всепроникающей интонационности в данной программе есть всем
известные рубрики, но получающие в методическом плане иное раскрытие. Вводятся
и принципиально новые параметры (регистры, структурная логика, композиционная
логика).
В организации учебного материала
используется органичный, естественный
рост одновременно всех параметров музыкальной речи, изначально представленных
в теснейшей взаимосвязи, т.е.
комплексно. Собственно процесс освоения образует систему открытого типа: каждый обозначенный
параметр может изучаться с различной степенью подробности в зависимости от
реальных возможностей самих учащихся. Следует учитывать, что в одну группу
могут попадать дети с разными музыкальными способностями, с разными
моторно-двигательными и эмоциональными возможностями, Следует также иметь в
виду, что есть дети, получающие индивидуальные занятия по фортепиано и не
получающие их. Для последних урок
сольфеджио – основной источник развития навыков игры на фортепиано. Правильное
слышание элементов музыки способствует формированию естественной постановки руки,
воспроизведению естественной интонации без подсказки учителя.
|