А.Гусева
Неизвестные страницы
вокального творчества С.
Рахманинова.
Две духовные песни (1916).
3 февраля 1996 года в газете
«Культура» появилась заметка о том, что, находясь в Лондоне, пианист Важа
Чачава совершенно случайно обнаружил в магазине ноты двух неизвестных вокальных
сочинений С. Рахманинова под общим
названием «Two sacred songs» - «Две духовные песни». Первая из
них – «Молитва» на стихи К.Романова, вторая - «Все хочет петь» на стихи Ф. Сологуба. Первое знакомство с
печатными текстами позволяет установить,
что «Молитва» издана с редакционными правками
Ниной Кошиц, которой и посвящено это произведение, а также с английским
переводом русского текста, осуществленным дочерью Кошиц - Мариной. Во втором сочинении имя Кошиц
фигурирует в качестве и редактора и переводчика, но отсутствует ссылка на
посвящение. И в том и другом случае приводятся даты сочинений - 1916 год.
Издание осуществлено в 1973 году к 100-летию со дня рождения композитора. В заметке
также сообщается, что рукописи этих песен в 60-х годах после смерти Нины Кошиц
были переданы ее дочерью в библиотеку Американского Конгресса в Вашингтоне, в
рахманиновский архив.
Весьма заманчиво предположить, что опубликованные
«Две духовные песни» Рахманинова являются частью его известного вокального цикла из шести романсов ор. 38, сочиненного в
том же 1916 году и также имеющего посвящение
Нине Кошиц - певице, с которой композитор выступал в последние годы
перед отъездом из России. Из указанной газетной заметки мы узнаем, что
«Премьера всего цикла состоялась в Рахманиновском зале Московской
консерватории» в исполнении лауреата международного конкурса Этери Гвазавы и
концертмейстера Елены Ильиной, ученицы В.Чачавы.
Конечно, положительной оценки заслуживает
обращение исполнителей к неизвестным страницам вокального творчества
Рахманинова, позволившее впервые услышать
эти песни на родной земле. Однако их принадлежность к циклу и, тем
более, установление их определенного местоположения в цикле - факт совсем не
такой однозначный, напротив, требующий обстоятельной разработки и ответов на
многочисленные вопросы. Действительно ли эти "Две духовные песни"
относятся к 1916 году? Почему они сразу не попали в опус 38? Возможно ли
объединение в один цикл сочинений, связанных с поэзией не только символистов,
но и К.Романова, творчество которого относится к другой эпохе? Если Рахманинов
и решил по каким-либо соображениям не включать данные песни в опус 38, то
почему нигде нет ссылок на них как на неопубликованные произведения? Почему данные сочинения оказались в архиве Н.
Кошиц, почему композитор не захотел (или не смог) оставить их у себя, пусть и
неопубликованными по каким-либо
причинам? Неизвестно также, исполнялись ли они певицей после того, как их
творческие пути разошлись: Рахманинов уехал из России в 1918 году, а Кошиц
выехала за границу тремя годами позже. В то же время на основании некоторых
корректив, внесенных в вокальную партию "Молитвы", можно предположить, чго она все-таки
исполнялась, но скорее на неофициальной сцене.
Завершая предварительные замечания, следует
остановиться на названии этих вокальных сочинений. Обозначение их в
предложенном издании как "Две духовные песни" явно выпадает из стиля
композитора. Несмотря на религиозную тематику, по своим языковым средствам они
все равно остаются глубоко светскими произведениями. По-видимому, для
композитора, написавшего Литургию и Всенощную, имелось достаточно оснований для
четкого разделения музыки на светскую и духовную (каноническую) и вряд ли
Рахманинов подписался бы под таким определением. Использование термина
"песня" также вызывает некоторые сомнения: такой подход скорее
отражает западную традицию Lied
(вспоминаются песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Листа). Для русской же музыки,
в русле которой органично развивалось вокальное творчество Рахманинова, более
характерен жанр романса с его напевностью, пластичностью и общей композиционной установкой на сквозное
развитие с контрастной серединой. По-видимому, при анализе данных сочинений
целесообразнее их рассматривать как романсы.
Опубликовано: Грань веков. Рахманинов и его современники.
СПб., 2003. С. 32 – 53 ( с приложением нот)
Полный текст статьи (12 стр.) находится на сервере
|