Неизвестные страницы
вокального творчества С. Рахманинова.
Две духовные песни (1916).
3 февраля 1996 года в газете «Культура» появилась заметка о том, что, находясь в Лондоне, пианист Важа Чачава совершенно случайно обнаружил в магазине ноты двух неизвестных вокальных сочинений С. Рахманинова под общим названием «Two sacred songs» - «Две духовные песни». Первая из них – «Молитва» на стихи К.Романова, вторая - «Все хочет петь» на стихи Ф. Сологуба. Первое знакомство с печатными текстами позволяет установить, что «Молитва» издана с редакционными правками Ниной Кошиц, которой и посвящено это произведение, а также с английским переводом русского текста, осуществленным дочерью Кошиц - Мариной. Во втором сочинении имя Кошиц фигурирует в качестве и редактора и переводчика, но отсутствует ссылка на посвящение. И в том и другом случае приводятся даты сочинений - 1916 год. Издание осуществлено в 1973 году к 100-летию со дня рождения композитора. В заметке также сообщается, что рукописи этих песен в 60-х годах после смерти Нины Кошиц были переданы ее дочерью в библиотеку Американского Конгресса в Вашингтоне, в рахманиновский архив.
Весьма заманчиво предположить, что опубликованные «Две духовные песни» Рахманинова являются частью его известного вокального цикла из шести романсов ор. 38, сочиненного в том же 1916 году и также имеющего посвящение Нине Кошиц - певице, с которой композитор выступал в последние годы перед отъездом из России. Из указанной газетной заметки мы узнаем, что «Премьера всего цикла состоялась в Рахманиновском зале Московской консерватории» в исполнении лауреата международного конкурса Этери Гвазавы и концертмейстера Елены Ильиной, ученицы В.Чачавы.
Конечно, положительной оценки заслуживает обращение исполнителей к неизвестным страницам вокального творчества Рахманинова, позволившее впервые услышать эти песни на родной земле. Однако их принадлежность к циклу и, тем более, установление их определенного местоположения в цикле - факт совсем не такой однозначный, напротив, требующий обстоятельной разработки и ответов на многочисленные вопросы. Действительно ли эти "Две духовные песни" относятся к 1916 году? Почему они сразу не попали в опус 38? Возможно ли объединение в один цикл сочинений, связанных с поэзией не только символистов, но и К.Романова, творчество которого относится к другой эпохе? Если Рахманинов и решил по каким-либо соображениям не включать данные песни в опус 38, то почему нигде нет ссылок на них как на неопубликованные произведения? Почему данные сочинения оказались в архиве Н. Кошиц, почему композитор не захотел (или не смог) оставить их у себя, пусть и неопубликованными по каким-либо причинам? Неизвестно также, исполнялись ли они певицей после того, как их творческие пути разошлись: Рахманинов уехал из России в 1918 году, а Кошиц выехала за границу тремя годами позже. В то же время на основании некоторых корректив, внесенных в вокальную партию "Молитвы", можно предположить, что она все-таки исполнялась, но скорее на неофициальной сцене.
Завершая предварительные замечания, следует остановиться на названии этих вокальных сочинений. Обозначение их в предложенном издании как "Две духовные песни" явно выпадает из стиля композитора. Несмотря на религиозную тематику, по своим языковым средствам они все равно остаются глубоко светскими произведениями. По-видимому, для композитора, написавшего Литургию и Всенощную, имелось достаточно оснований для четкого разделения музыки на светскую и духовную (каноническую) и вряд ли Рахманинов подписался бы под таким определением. Использование термина "песня" также вызывает некоторые сомнения: такой подход скорее отражает западную традицию Lied (вспоминаются песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Листа). Для русской же музыки, в русле которой органично развивалось вокальное творчество Рахманинова, более характерен жанр романса с его напевностью, пластичностью и общей композиционной установкой на сквозное развитие с контрастной серединой. По-видимому, при анализе данных сочинений целесообразнее их рассматривать как романсы.
Опубликовано:
Грань веков. Рахманинов и его современники.
СПб., 2003. С. 32 – 53 ( с приложением нот)
Полный текст (12 стр.) находится Каталоге файлов
|