Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Четверг, 02.05.2024, 03:23
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Научные статьи

Неизвестные страницы вокального творчества С. Рахманинова.

Неизвестные страницы

вокального творчества С. Рахманинова.

Две духовные песни (1916).

 

3 февраля 1996 года в газете «Культура» появилась заметка о том, что, находясь в Лондоне, пианист Важа Чачава совершенно случайно обнаружил в магазине ноты двух неизвестных вокальных сочинений С. Рахманинова под общим названием «Two sacred songs» - «Две духовные песни». Первая из них – «Молитва» на стихи К.Романова, вторая - «Все хочет петь»  на стихи Ф. Сологуба. Первое знакомство с печатными текстами  позволяет установить, что «Молитва» издана с редакционными правками  Ниной Кошиц, которой и посвящено это произведение, а также с английским переводом русского текста, осуществленным дочерью Кошиц -  Мариной. Во втором сочинении имя Кошиц фигурирует в качестве и редактора и переводчика, но отсутствует ссылка на посвящение. И в том и другом случае приводятся даты сочинений - 1916 год. Издание осуществлено в 1973 году к 100-летию со дня рождения композитора. В заметке также сообщается, что рукописи этих песен в 60-х годах после смерти Нины Кошиц были переданы ее дочерью в библиотеку Американского Конгресса в Вашингтоне, в рахманиновский архив.

Весьма заманчиво предположить, что опубликованные «Две духовные песни» Рахманинова являются частью его известного вокального  цикла из шести романсов ор. 38, сочиненного в том же 1916 году и также имеющего посвящение  Нине Кошиц - певице, с которой композитор выступал в последние годы перед отъездом из России. Из указанной газетной заметки мы узнаем, что «Премьера всего цикла состоялась в Рахманиновском зале Московской консерватории» в исполнении лауреата международного конкурса Этери Гвазавы и концертмейстера Елены Ильиной, ученицы В.Чачавы.

Конечно, положительной оценки заслуживает обращение исполнителей к неизвестным страницам вокального творчества Рахманинова, позволившее впервые услышать  эти песни на родной земле. Однако их принадлежность к циклу и, тем более, установление их определенного местоположения в цикле - факт совсем не такой однозначный, напротив, требующий обстоятельной разработки и ответов на многочисленные вопросы. Действительно ли эти "Две духовные песни" относятся к 1916 году? Почему они сразу не попали в опус 38? Возможно ли объединение в один цикл сочинений, связанных с поэзией не только символистов, но и К.Романова, творчество которого относится к другой эпохе? Если Рахманинов и решил по каким-либо соображениям не включать данные песни в опус 38, то почему нигде нет ссылок на них как на неопубликованные произведения?  Почему данные сочинения оказались в архиве Н. Кошиц, почему композитор не захотел (или не смог) оставить их у себя, пусть и неопубликованными  по каким-либо причинам? Неизвестно также, исполнялись ли они певицей после того, как их творческие пути разошлись: Рахманинов уехал из России в 1918 году, а Кошиц выехала за границу тремя годами позже. В то же время на основании некоторых корректив, внесенных в вокальную партию "Молитвы",        можно предположить, что она все-таки исполнялась, но скорее на неофициальной сцене.

Завершая предварительные замечания, следует остановиться на названии этих вокальных сочинений. Обозначение их в предложенном издании как "Две духовные песни" явно выпадает из стиля композитора. Несмотря на религиозную тематику, по своим языковым средствам они все равно остаются глубоко светскими произведениями. По-видимому, для композитора, написавшего Литургию и Всенощную, имелось достаточно оснований для четкого разделения музыки на светскую и духовную (каноническую) и вряд ли Рахманинов подписался бы под таким определением. Использование термина "песня" также вызывает некоторые сомнения: такой подход скорее отражает западную традицию Lied (вспоминаются песни Бетховена, Шуберта, Шумана, Листа). Для русской же музыки, в русле которой органично развивалось вокальное творчество Рахманинова, более характерен жанр романса с его напевностью, пластичностью и  общей композиционной установкой на сквозное развитие с контрастной серединой. По-видимому, при анализе данных сочинений целесообразнее их рассматривать как романсы...

Опубликовано:

Грань веков. Рахманинов и его современники.

СПб., 2003. С. 32 – 53 ( с приложением нот)

Полный текст (12 стр.) находится  Каталоге файлов

Категория: Научные статьи | Добавил: petermus (23.12.2010)
Просмотров: 903 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz