Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [24]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [2]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [15]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 122
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Понедельник, 10.05.2021, 22:14
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи

Всего материалов в каталоге: 57
Показано материалов: 1-10
Страницы: 1 2 3 4 5 6 »

Удивительную многозначность выражения «Нельзя класть много соли» трудно переоценить. Что такое «много»? Для чего много? Для сладкого теста или квашеной капусты? Это по большому счету никого не интересует. На самом деле главный смысл этой фразы заключается в ее интонации - совершенно безапеляционном «нельзя». Нельзя и все!

Но почему-то эта интонационность, не допускающая возражений и сомнений, странным образом перекликается со всей музыкальной теорией, пронизывающей нынешние учебники, многочисленные методические формулировки, рекомендации. За долгие годы существования учебных предметов, таких, как элементарная теория музыки, сольфеджио, гармония, в советской педагогике накопился огромный опыт изучения и преподнесения всего того, что характеризует данные дисциплины.

Методические статьи | Просмотров: 7 | Добавил: petermus | Дата: 05.04.2021 | Комментарии (0)

Стихи, пронизывающие роман И. В. Гете «Годы учения Вильгельма Майстера» стали особо притягательными для композиторов на протяжении всего ХIХ века. Анализ творческого союза поэзии и музыки становится мощным источником для проникновения в тайны творчества и одной и другой сторон. В данном исследовании осуществляется акцент на трех музыкальных титанах. Это Бетховен, Шуберт и Лист, которые оставили в своем наследии примеры неоднократного обращения к одному и тому же стихотворению Гете, что позволяет вскрыть глубинные аспекты рождения творческого импульса каждого из них. Особенности композиторской поэтики раскрываются на примере анализа двух стихотворений – «Sehnsucht» и «Wer nie sein Brod mit Thrӓnen aβ».

Научные статьи | Просмотров: 4 | Добавил: petermus | Дата: 05.04.2021 | Комментарии (0)

Отобранные пьесы (их оказалось 13) композитор организовал как цикл. Как показала дальнейшая концертная жизнь этого цикла, ни одна пьеса, входящая в него, не исполнялась отдельно. Этот аспект – коренное отличие данного цикла от «Детского альбома» Чайковского. Детище последнего легко претерпевает функциональные метаморфозы: от детей к детям (при единичном исполнении данной пьесы) или от взрослых к детям (при исполнении пьес сборника как цикла).(....)...Невзирая на названия, способы выражения «детского» и «взрослого» достигаются следующим образом: «детское» заключается в быстрых пьесах. Это - №№ 3, 6, 9. Все остальные номера – это ностальгия взрослого о детстве. Чтобы в цикле «взрослое» и «детское» находилось как можно ближе, исполнителю необходимо понять: «быстрое» не может быть очень быстрым, так как оно в наиболее естественном виде содержит в себе черты «детского». Медленное же не должно быть очень медленным, так как оно должно в адекватной форме быть приближенным к возможностям детского восприятия.

Научные статьи | Просмотров: 4 | Добавил: petermus | Дата: 05.04.2021 | Комментарии (0)

Мультфильмы, продолжительностью не более десяти минут, способны научить детей различать детали музыкального развертывания, вслушиваться в содержательный характер музыкального материала в условиях максимальной взаимосвязи музыки и видеоряда. Поэтика мультфильма – это результат единства двух равноправных составляющих – зрительного и звукового рядов. Каждый из них не может существовать без другого, один ряд становится необходимым дополнением другого. Еще раз стоит подчеркнуть: не музыка и рисование, где формы художественного бытия – динамика и статика – на уровне детского восприятия находятся в конфронтации, а музыка и кино, союз которых осуществляется в одинаковых условиях – в условиях единого алгоритма движения и пространства.

Обычно в основе музыкального решения мультфильма находится песня. Песня – квинтэссенция поэтики мультфильма. Часто полюбившаяся песня начинает жить своей жизнью, существуя в индивидуальном мире ребенка вне видеоряда. Песня поется на праздниках, на прогулках, в личном общении. Этот факт подтверждает поэтическую ценность песни. Эмоциональная увлеченность детьми той или иной песней на первых порах становится определяющим фактором в выборе мультфильма для аналитических занятий. Знание песни способствует более быстрому проникновению в особенности музыкальной поэтики мультфильма.

Почему все-таки песня, а не какой-либо другой музыкальный жанр преимущественно используется в детских мультфильмах? Причин много и все они находятся под пристальным вниманием создателей маленьких кинематографических шедевров. Песня – это прежде всего мелодия со словами. Ее легко запомнить и спеть (очень важно, что в мультфильмах песня всегда звучит в детском песенном диапазоне). Мелодия песни запоминается легко, так как она всегда структурно оформлена, периодична, ее завершающая фаза всегда композиционно предугадывается. Песня в большинстве своем всегда связывается с движением – темпом, соответствующем ходьбе.

В то же время тематизм песни легко подвергается жанровым изменениям: чаще всего начальные фразы используются для вступлений, связок между эпизодами фильма и звучат медленнее. Идея куплетности активно используется на протяжении всего фильма: песня то поется, причем по-разному – сольно, дуэтом, ансамблем, хором, то звучит инструментально – в различных тембровых вариантах. В результате изучения всех вариантов звучания песни, можно прослушать мультфильм, не глядя на экран, и определить реальное местоположение каждого эпизода видеоряда.

Методические статьи | Просмотров: 96 | Добавил: petermus | Дата: 01.02.2020 | Комментарии (0)

Основная цель курса — научить студентов работать с авторским текстом, научить их замечать и осмыслять все события, происходящие в нем, благодаря чему только и может сложиться исполнительская концепция...

Музыкант-исполнитель на первой стадии общения с музыкальным произведением подобен режиссеру, который должен максимально досконально понять все художественные составляющие анализируемого объекта и … поставить перед артистами конкретную задачу: добиться необходимого содержания в каждой роли….Отправной точкой всех поисков следует считать интонационную сущность музыки….Активизация интонационной сущности музыки происходит благодаря использованию при анализе подхода, обозначенного термином «интонационный прогноз»…. событие возникает только тогда, когда мы его замечаем. Назовем его музыкальным событием. Вслушивание во все зигзаги интонационного развития позволяет определить количество затраченной энергии, необходимое на прохождение данного участка пути. И наоборот, без фиксации в сознании исполнителя того или иного музыкального события интонационность, то есть затраченная энергия, не осуществляется.

 

Методические статьи | Просмотров: 193 | Добавил: petermus | Дата: 01.02.2020 | Комментарии (0)

Две тетради прелюдий, написанных композитором в 1910 и 1912 году, - шедевры фортепианной музыки. И не только потому, что Дебюсси вдохновенно писал эту музыку и она получилась яркой, глубоко характеристичной в каждом отдельном случае. Рихтер говорил, что прелюдии Шопена не составляют цикл. Играть их циклом – слишком щедро за один раз раздавать столько богатств. Пожалуй, то же самое можно сказать о прелюдиях Дебюсси. Это – не цикл, но это собрание таких произведений, которые требуют только детального вслушивания, индивидуального общения.

Научные статьи | Просмотров: 1033 | Добавил: petermusspb | Дата: 12.04.2016 | Комментарии (0)

Реферат оформляется в жанре методического пособия, предназначенного для учебного процесса.

Выбор темы реферата определяется пересечением двух аспектов: современного запроса учебной практики, нуждающейся в тех или иных методических пособиях, а также индивидуального интереса выпускника музыкального вуза в области педагогики.

Объем реферата – от 0,5 до 1 п. л. (10 – 20 страниц машинописного текста).

Методические разработки могут быть посвящены любым вопросам, связанным с учебным процессом - как в начальном, так и в среднем звене музыкального обучения. Учитывая современные нужды учебного процесса, а также реальный педагогический опыт студента, содержанием реферата может стать и разработка той или иной программы (особенно актуальными являются всевозможные варианты начального этапа обучения сольфеджио, комплексных курсов сольфеджио и фортепиано, сольфеджио и композиции и т.д.).

Полный текст программы размещен в меню "Файлы"

Учебные материалы для композиторов | Просмотров: 433 | Добавил: petermusspb | Дата: 10.04.2016 | Комментарии (0)

Основная цель курса «Педагогическая практика» - подготовить выпускника музыкального вуза по специальности «Искусство композиции» к педагогической деятельности в соответствии с получаемой им квалификации «Композитор, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин». Предлагаемый курс «Педагогической практики» охватывает такие дисциплины как сольфеджио, гармония, теория музыки в среднем звене профессионального обучения музыканта, а также курс сольфеджио на начальном этапе обучения в музыкальных школах, школах искусств, гимназиях с музыкальным профилем.

Полный текст программы размещен в разделе  "Каталог файлов". Доступен для скачивания

Учебные материалы для композиторов | Просмотров: 457 | Добавил: petermusspb | Дата: 10.04.2016 | Комментарии (0)

Основы гармонического анализа:

коротко о главном

 

  1. Вслушаться в тональность данного произведения. Определить семантику тональности.

  2. Определить жанровые показатели – сначала первой темы, затем – остальных.

  3. В соответствии с этим определить счетную долю – основную единицу пульсации.

  4. Отрешиться от указанного автором произведения или редактором темпа и понять, что произведение может состояться независимо от темпа (границы могут быть очень существенны), но только лишь при наличии правильно опознанной счетной доли (она может изменяться по «ходу пьесы»).

  5. Найти одинаковые места в произведении и найти в них отличия. Например, экспозиция и реприза – проведение в них одной и той же темы. Все последующие изменения должны быть учтены в исходном проведении, т.е. первое проведение должно быть исполнено с учетом прогностической ситуации – последующих метаморфоз данного материала.

  6. Найти все кадансы по ходу пьесы, которые позволят выделить сегменты, составляющие данную пьесу и, тем самым, наметить композиционный интонационный прогноз.

  7. Внутри сегментов найти обороты и, тем самым, наметить процессуальное дыхание формы, процессуальный интонационный прогноз.

  8. Все неожиданности, возникающие в процессе развертывания пьесы, следует рассмотреть с позиции – а зачем это понадобилось композитору, что именно приобретает пьеса в драматургическом плане благодаря этим неожиданностям, или, можно сказать, нарушениям типового существования музыкального материала. 

Учебные материалы для пианистов | Просмотров: 546 | Добавил: petermusspb | Дата: 27.02.2016 | Комментарии (0)

Сравнительный анализ как метод формирования художественного мышления

современного музыканта-исполнителя

 

Современный музыкальный макрокосмос предъявляет совершенно иные, нежели это было характерно для предыдущих эпох, требования к исполнителям, всегда выступающим в роли перворазгадчиков тайн композиторского творчества. Сегодня, когда на концертных площадках, в системах звукозаписи, в учебном процессе одновременно сосуществуют художественные миры разных эпох и разных национальностей, Баха и Чайковского, Шопена и Лютославского, Бетховена и Веберна, протестантского хорала и блюза, перед исполнителем появляется сверхсложная задача: по какому пути надо идти, чтобы охватить всю многомерность поэтического пространства произведения, какую систему интонирования выбрать, чтобы добиться естественного произнесения художественного текста.

Сравнительный анализ есть первейший способ выживаемости человека, его развития и совершенствования. С первых дней жизни человек постоянно сравнивает выработанный ранее опыт с результатами, полученными только что. При этом он двигается от бессознательной, интуитивной формы сравнения к осознанной, позволяющей целенаправленно использовать полученный опыт для своей успешной деятельности. Собственно говоря, степень осознанности, выступающая как оценочный результат деятельности, интенсивность и качественность сравнительного анализа являются залогом продуктивного развития человека.

Методические статьи | Просмотров: 541 | Добавил: petermusspb | Дата: 27.02.2016 | Комментарии (0)

Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2021
    Создать бесплатный сайт с uCoz