Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Суббота, 04.05.2024, 06:09
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Научные статьи

О поэтике стихотворения А.Фета "Мама! Глянь-ка из окошка"

О поэтике стихотворения А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка»

Выбор данного стихотворения для анализа определился насущными задачами. Ученику было дано задание выучить наизусть стихотворение А. Фета, которое приводится в учебнике «Литературное чтение» за третий класс.

Стали читать, анализировать, но все оказалось не так просто. Понять логику изложения стихотворения в учебнике не получалось. Прежде всего искали необходимые цезуры, которые должны быть в тексте. Удивляло отсутствие привычных рифм между строками, например, первая и третья строки, вторая и четвертая. Пониманию ритма стихотворного текста мешала разная протяженность строк.

Приведем для прояснения трудностей восприятия изучаемого текста вариант, предложенный в учебнике. Выглядит он так:

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Итого – 18 строк без единого пробела! Оставалось непонятным каким образом возникают стихотворные рифмы, почему одни строчки – длинные, а другие – короткие? Каким образом можно выучить такое стихотворение, особенно ученику 3го класса?

Чтобы освоить предложенный текст, пытаемся с учеником найти хоть какие-то приметы конструкции. После долгих мучений в голову приходит неожиданная мысль: «А если заглянуть в другой источник, где есть это стихотворение?» Открываем книгу стихотворений А. Фета (Издание: Петрозаводск- «Карелия», 1986). Неожиданно стала проглядывать авторская конструкция стихотворения: оказывается в нем выделяются 3 строфы по 6 строчек (есть пробелы между строфами), а также принципиально выделяются строчки: третья, шестая, девятая, двенадцатая, пятнадцатая и восемнадцатая, которые короче на 3 слога всех остальных строчек, включающих 8 слогов, и которые располагаются по центру. По единому образцу оформляются все 3 строфы.

Стихотворение стало читаться и пониматься. Появилась возможность выучить его наизусть. Приведем его теперь в авторской интерпретации:

Мама! Глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.


 

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешан иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.


 

Уж теперь не будет спору:

За салазки, да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

«Ну, скорей гулять!»

Восстановление конструкции оригинального текста помогло прояснить специфику поэтики данного стихотворения. Несмотря на небольшие размеры (всего 18 строк!) стала отчетливо высвечиваться уникальность ракурсов его содержания. Прежде всего обращает внимание на себя различная интонационность всего стихотворения, которая высвечивается через диалогичность. Отчетливо слышен голос ребенка, обращающегося к матери, причем интонация каждого обращения – разная. Первая строка «Мама! Глянь-ка из окошка» звучит достаточно громко, призывно. Девятая строка –«Погляди хоть ты» – звучит уже более мягко, быть может, чуть тише, улавливается просьба. Две предпоследние строки стихотворения звучат в контрастной динамике: «Правда, мама? Не откажешь» – пожалуй, самая тихая фраза; «А сама наверно, скажешь» – чуть громче. Наконец, последняя строка «Ну, скорей гулять!» – по динамике произнесения – самая яркая.

Строки четвертая – девятая позволяют высветить новый источник развития. Они выделяются другой скоростью произнесения. Это замедленный темп. Как будто – нараспев. Если обратить внимание на глаголы, то можно уловить различные темповые решения произнесения данных строчек стихотворения. Глаголы для поэта становятся особенно важными и с другой стороны. В четвертой и пятой строках использование безличной формы глаголов также ведет к замедлению темпа. В седьмой, восьмой, а также в десятой – двенадцатой строках А.Фет находит новый источник расширения реального времени: не уточняется кто же виновник образовавшейся зимней красоты.

На темп произнесения влияет и включение характеристики цветовой гаммы: поэт использует слова «посветлело, побелело, светло-синий, белой. а также включение слов, связанных с качеством предмета: «не колючий, свежей, пухлой». В этих словах отчетливо выступает музыкальный прием, связанный с распевом, вслушиванием в интонационные повороты каждого слова.

Темповой график в сторону убыстрения несколько неожиданно возникает в последних шести строчках стихотворения. Двигателем темпа опять становятся глаголы, которые от прошедшего времени модулируют в будущее: глаголы «посветлело, побелело, развешан, убрал», сменяются глаголами «бежать, скажешь, гулять».

Теперь остановимся на характеристике главного источника изменения темпа, связанного с нетрадиционной организацией протяженности соседних строк стихотворения. Это противопоставление длинных строк по 8 слогов коротким, которые включают всего 5 слогов. Использование нетрадиционного чередования рифм, при котором возникает связь третьей и шестой строк, девятой и двенадцатой, пятнадцатой и восемнадцатой в конечном итоге приводит и к нетрадиционной архитектонике поэтической конструкции, которая вместо традиционных четырех строк включает уже шесть.

Если применить к анализу стихотворения А. Фета подходы, характерные для анализа музыкального сочинения, то придется отметить следующее: полифоничность развития наблюдается на различных композиционных уровнях – на уровне мотивов ( соотношение ритма 8 : 8 :5), на уровне соотношения строк, где образуется композиционная цельность по 3 строки в каждой строфе. На более высоком уровне архитектоники, при котором каждые две строфы отделяются от последующих третьей и четвертой, а также от пятой и шестой выявляется новая композиция из трех частей благодаря пространственному отграничению каждой части в условиях письменной фиксации поэтического текста. Другими словами, выявляется еще один источник архитектоники стихотворения, который фиксируется в графике реального распределения на бумаге.

Наконец, стихотворение характеризуется целостностью благодаря перекличке обращений к маме: в самом начале текста и в конце.

Как можно заметить, стихотворение А. Фета «Мама, глянь-ка из окошка» позволяет высветить многочисленные источники развития. Первый источник так или иначе связан с ритмом и темпом. Другой – характеристики цвета, качества описываемого предмета. Существенный источник развития – это динамическая палитра стихотворного текста. Все источники развития, объединяемые в условиях диалога, направлены на многоаспектность форм проявления интонационности. Обращение к данному стихотворению настоятельно требует понимания всех его процессов в становлении поэтики. Понимание всех процессов, так или иначе обнаруженных в поэтическом тексте, необходимо для поиска соответствующей интонации, динамики, темпа, ритма, наконец, даже тембра.


 

Общение с учеником 3 класса показало, что все указанные параметры анализа так или иначе доступны пониманию уже с такого возраста, а также убеждает в необходимости использования грамотного подхода к изучаемому объекту. Обращение к творчеству А. Фета может стать мощным толчком в развитии учащихся.

К поэзии А. Фета обращались многие композиторы, особенно современники поэта. Г. Белинский еще в 1843 году писал: «Из живущих в Москве поэтов всех даровитей господин Фет» (цит. по книге: П. Руднев. А.А. Фет: личность, поэзия, поэтика. Вступительная статья в сборнике: Фет А. А. Стихотворения /Сост., вступ. ст. и прим. П. А. Руднев – Петрозаводск: Карелия,1986, - 206 с.).

Остановимся на некоторых примерах.

Одним из первых оказался А. Варламов (1801 – 1848). Стихотворение 1842 года «На заре ты ее не буди» композитор реализует в типовых для романсовой лирики традициях. Это – куплетная форма. Пять строф, где каждая из четырех строк имеет ритм «9-9-9-9», звучат без изменения, сохраняя трехдольный ритм стихотворения. Тональный колорит – самый типичный: это ля минор, олицетворяющий салонную сущность романса.

 

 

Особое внимание на поэзию Ф. Фета обращает Н. А. Римский-Корсаков (1844 – 1908) – композитор следующего поколения, открывающий в том или ином виде мир романтизма. – Первое стихотворение А. Фета, которое привлекло композитора, это поэтический текст 1844 года «Тихо вечер догорает», получивший у поэта название «Серенада». Для Н. А. Римского-Корсакова – это ранний опус его музыкального творчества -соч. 4, № 4. Строфическая форма стихотворения определила и направление музыкального воплощения, в основе которого – опора на строфу. В целом развертывание музыки через фазы «экспонирование - развитие – заключение» характерно для трехчастной формы инструментальной музыки. Повторение текста последней строки в каждой строфе «Спи, мое дитя!» подчеркивает черты традиционного вокального творчества - романса.

Следующее обращение Римского-Корсакова к поэзии А. Фета нашло отражение в двух романсах Оп. 42. Это – стихи «Шепот, робкое дыханье» и «Я пришел к тебе с приветом». Оба романса имеют трехчастную форму, оба романса характеризуются использованием сквозной линии развития, связанной с услышанной динамизацией эмоционального движения в поэтическом тексте.

Обратимся к Н. Метнеру (1880 – 1951). В соч. 24 № 7 композитор также выбрал текст «Шепот, робкое дыханье». В сочинении прослеживается акцент на однородности эмоционального состояния.

К поэзии А. Фета обращается и С. Рахманинов. Дата сочинения романса «Я тебе ничего не скажу» относится к 1 мая 1890 года. Музыкальная сущность поэтического текста, заложенная в заглавии стихотворения, ярко проявляется через окаймление всей композиции одинаковыми по содержанию первой и последней строками из девяти, которые содержат главную поэтическую мысль, зафиксированную в заглавии.

17 октября 1890 года С. Рахманинов сочиняет уже новый романс на стихи А. Фета «В молчаньи ночи тайной», получившей в концертной практике большую популярность.

В октябре 1896 года появляется соч. 14 № 3 - романс «Давно в любви».

После большого перерыва в творчестве С. Рахманинова снова появляются вокальные сочинения на стихи Фета. Это - романсы «Оброчник» и «Какое счастье», Последний – шедевр композитора, вошедший в соч. 34 под № 12. Написанный в 1912 году в г. Ивановка стал лебединой песней Рахманинова перед тем, как покинуть Россию навсегда.

Попытаемся теперь ответить на вопрос: что же объединяет все указанные стихи, получившие свое музыкальное воплощение? Жанр стихов, попавших в поле зрения композиторов, объединяется одним словом: это – лирика. Такой жанр дает необходимый воздух композиторам для реализации атмосферы чувственности, интимности, индивидуальности.

Стихотворение А. Фета «Мама! Глянь-ка из окошка» - особый случай для поэта. С одной стороны, в нем нет конкретной лирической канвы, с другой, - сама конструкция стихотворения содержит музыкальную графику поэтического пространства. Быть может, поэтому композиторы обошли это стихотворение стороной. В любом случае надо задуматься о возможных различных подходах при анализе того объема пространства, которое охватил поэт в данном стихотворении.


 

Категория: Научные статьи | Добавил: petermus (19.04.2023)
Просмотров: 43 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz