Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Четверг, 02.05.2024, 09:12
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Научные статьи

Поэзия И. Гете в русской вокальной музыке

Поэзия И. Гете в русской вокальной музыке

 

    Поэзия и музыка - две сокровенные формы существования человеческого бытия, где каждая деталь, каждый штрих, возникшие как бы случайно, в связи с сиюминутным состоянием души, на самом деле оказываются выражением самого общего, самого сущностного. Такова стихия лирической поэзии, такова суть музыки как способа выражения. Вокальное творчество, объединяющее две поэтики – стихотворную и музыкальную, - в каждом своем отдельном проявлении образует уникальную систему их взаимодействия.

   Специфика вокального сочинения зависит от многих составляющих. Это  прежде всего  - встреча художников, обладающих каждый своим внутренним миром, это – и различный исторический,  национальный контекст. Наконец,  простота и естественность, с какими иногда воспринимается  вокальная музыка - кажущиеся, так как словесная поэтика в результате своего постепенного развертывания приводит к необходимому обобщению, а музыкальная поэтика, наоборот, выявляет детали в изначально заданной художественной системе. Индивидуальность избранного пути становится еще более очевидной при сравнении различных вокальных сочинений, написанных на один стихотворный текст. В этом случае образуется своего рода интертекст, в котором есть центр - поэтический первоисточник, а каждый идущий от него луч – его вокальная трансформация. Появляется стремление отыскать именно тот импульс поэтического первотолчка, который задает направление художественной мысли композитора. Но тогда возможен и обратный путь познания - путь возвращения от вокального бытия к собственно стихотворному: многочисленные музыкальные претворения одного стихотворного источника раскрывают его различные стороны и уже в свою очередь придают стихотворению новые поэтические смыслы.

     Обращение к русской вокальной музыке прошлого столетия на стихи Гете, наряду с обозначенными проблемами, выдвигает дополнительные ракурсы исследования: какими путями происходит освоение чужого (в данном случае - немецкого) художественного начала на иной национальной почве, чего ищет (или не находит!) русская ментальность в поэзии Гете. Имеют значение и переводы, особенности которых значительно уменьшают непосредственные контакты композитора с поэтической первоосновой, а в ряде случаев приводят к почти что формальному общению с иноязычной культурой. Однако именно в такой динамичной форме - форме активного сопряжения  (или даже активного противополагания) двух культур - начинают отчетливее высвечиваться главные художественные приоритеты  каждой из них.

    Останавливаясь на основных примерах использования поэзии Гете русскими композиторами ХIX столетия (прежде всего, на тех, которые исполнительская практика отобрала в качестве наиболее жизнеспособных), а также характеризуя  некоторые особенности выбора и формы претворения того или иного стихотворения немецкого поэта, мы попытаемся обозначить некоторые тенденции этого своеобразного творческого союза...

В книге:

 

Гете. Жизнь. Творчество. Традиции.Санкт-Петербургские

Гетевские чтения (1998 -2001). Мир и семья. СПб., 2002. С. 194 – 217.

   

Полный текст статьи находится в каталоге файлов

Категория: Научные статьи | Добавил: petermus (23.12.2010)
Просмотров: 979 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz