Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Вторник, 30.04.2024, 23:45
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Методические статьи

Общее музыкальное образование: что это?

Гусева А.В.

 

кандидат искусствоведения, доцент.

 

Санкт-Петербургская консерватория

 

 

 

 

 

 

 

Общее музыкальное образование: что это?

 

 

 

 

 

 

 

    У читателя может сразу же появиться соображение о том, что в этой области  все давно понятно. По существующим министерским учебным планам предмет под названием «Музыка» изучается до 7 класса (а где-то и до 9-го) включительно. Для каждого класса разработаны учебники и их можно купить в магазине. Существуют даже рабочие тетрадки, в которых заботливые авторы-составители оставляют немного пустого места, чтобы учащийся мог вписать туда недостающий материал. Остается только время от времени вносить дополнительные методические ретуши.  Но так ли все ясно в этом вопросе?

 

    При определении целей и задач музыкального образования в профессиональном звене, к сожалению, под тяжестью  указаний на многочисленные  технические навыки, сопутствующие обучению музыке, задача собственно эстетического характера – любить и понимать этот вид искусства,  уметь общаться как с самим собой, так и с окружающим миром на языке музыки,  куда-то делась. Она  имеется в виду «где-то там», между строк, как само собой разумеющееся.

 

    При определении задач музыкального образования на массовом уровне, неотягощенного профессиональными проблемами игры на том или ином инструменте,  этот недочет выступает с угрожающей очевидностью. Задачи музыкального образования (а, может, правильнее говорить – музыкального воспитания) – хоть профессионального, хоть общего – зависят от содержания данного предмета исследования. Что же составляет основу предмета под названием «музыка»? Быть может, отвечая на этот вопрос, мы поймем наши ошибки, поймем, что  главное, бесценное музыки – в силу каких-то (?) причин – давно забыто и получило в педагогической практике, пожалуй, весьма странное искривление.  

 

    Если ребенок придет в секцию рисования, то, по-видимому, он прежде всего будет рисовать.  Карандашами, красками, мелками – но рисовать! Можно ли выстроить обучение на основе рассказов о художниках? Если ребенок придет в секцию гимнастики, то, наверное, он будет заниматься упражнениями, соответствующими конкретному виду гимнастики. Можно ли  осуществить обучение на основе рассказов о великих гимнастах, даже если они  и чемпионы? А если ребенка отдать в плавание? Научится ли он  плавать, не входя в воду, хотя и будет прекрасно знать технологию плавания?

 

    Но почему же предмет «музыка» в общеобразовательной школе по ныне существующей программе наполняется разговорами о… Неужели это и есть содержание музыки?  В поисках ответа на этот вопрос, остановимся лишь на некоторых частностях музыки как художественного явления, которые могут помочь приблизиться к определению главного.

 

    У музыки есть свой язык – язык звуков. Изучение музыки как языка  аналогично другим вербальным языкам – русскому, английскому, французскому и т.д. Все вербальные языки имеют два варианта освоения: практическое, без знания теории и практическое, совмещаемое с теорией. Теория нужна для овеществления продукта труда – в данном случае это та или иная форма письменности. Обучение музыке также может проходить двояко:  можно петь и играть на любом инструменте, не зная нотной грамоты, но можно петь и играть по нотам, получая от этого соответствующее удовольствие. Но нельзя изучать только теорию, знакомиться с дополнительной информацией в виде «рассказов о…», не включаясь при этом в практический процесс – пения или игры на музыкальном инструменте или того и другого вместе. Используемая в этом случае пассивная форма общения с музыкой (знание сомнительного качества о чем-либо) имеет, в основном, отрицательный результат: либо вырабатывает ложное представление о том, что же такое музыка, либо развивает комплексы зажатости, неудовлетворенности, так как на интуитивном уровне здоровый человеческий организм (с возрастом эта природная реакция слабеет в условиях формального обучения и прагматичного функционирования в обществе) хочет включиться  в двигательный процесс, заявленный той или иной музыкой, испытать физическое удовольствие от мышечной работы при пении или игре на простейших ударных инструментах. 

 

     Жанр разговоров о музыке, представленный всевозможными лекциями-концертами, имеет уже многолетние традиции.  Но их достоинства становятся источником недостатков. Они формируют бытовое мнение о возможности замены ими музыкальных занятий, основанных на собственно практике. Но стоит  ли стараться словами выражать содержание музыки, тем более - инструментальной?  Может быть, музыка как вид художественной деятельности  потому и существует, что не требует слов, а передает свое содержание в звуках. И область этого содержания не предметна, а касается эмоций, состояний души, различных форм движений. Тогда целью учебной дисциплины «музыка» становится научить человека переживать  благодаря  общению со звуками, т.е. воспитать эмоциональный мир, основанный не только на безусловных рефлексах, а и на благоприобретенных духовных движениях души.  

 

     Определив таким образом цели, становится ясно, что поставленный в заглавии  вопрос находится скорее  в плоскости «не что, а как». Каким образом через практические навыки музицирования – вокального или инструментального или и того и другого - можно развивать, формировать душевную чуткость ученика?

 

     Остановимся на одном случае из школьной практики. В актовом зале школы проходил  традиционный концерт самодеятельности. На сцене мелькали один выступающий за другим, а в переполненном зале стоял постоянный гул: никто из присутствующих не был увлечен происходящим на сцене и никакие угрозы со стороны преподавателей не способствовали установлению порядка среди зрителей. Но вот на сцену вышла девочка и запела на английском языке тихим голосом песню под фортепианный аккомпанемент, звучавший в соответствии с ее голосом также тихо. И вдруг, как будто по мановению волшебной палочки, в зале установилась тишина и все стали ее внимательно слушать. Воспитатели решили, что их окрики наконец-то возымели действие. Но вот песенка закончилась, появился следующий выступающий и традиционный гул в зале снова восстановился. Что же произошло? Английских слов песни, конечно, никто не разобрал, но искренность пения, непрерывно наполняющая исполнение выразительная интонация мгновенно покорили мальчишек и девчонок, недополучивших уроков правильного поведения в зале.

 

        «Музыка» - это единственный предмет в школьной программе, имеющий своим содержанием интонационность, богатство и смысл которой преподаватель раскрывает через голос или через тактильное прикосновение к инструменту.  Этот предмет должен быть постоянным  спутником учащегося, так как духовно-эмоциональное воспитание не имеет границ.

 

        Общее музыкальное образование – это всеобщая музыкальная грамотность, под которой следует понимать грамотно сформированный  эмоциональный мир человека.

 

 

 

Опубликовано в сб. Современное музыкальное образование 2004. Материалы международной научно-практической конференции 26-29 октября 2004 г. РГПУ им. А.И.Герцена. СПб Консерватория им. Н.А.Римского-Корсакова. СПб. , 2004.

Категория: Методические статьи | Добавил: petermus (01.12.2010)
Просмотров: 3823 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz