Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Воскресенье, 19.05.2024, 08:07
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Методические статьи

Основные технические параметры занятий по сольфеджио в первый год обучения

Основные технические параметры

занятий по сольфеджио в первый год обучения

  1.      Звуковысотность в ладу.

Отправной интервал – квинта на Ι ступени с последующим ее заполнением и подключением прилегающих к ней ступеней. Квинта – базовый гармонический интервал мажорно-минорной системы.

Перспектива изучения: подключение зоны кварты на V ступени и комбинаторика в мелодии двух зон – квинты и кварты.

 

2.      Навыки пения.

·        техника пения: звукоизвлечение, дыхание;

·        пение с жестом, показывающим ступени лесенкой;

·        с дирижированием на две доли.

 

3.      Тональности для пения.

·        пение мелодий со словами в «своей» тональности;

·        пение мелодий сольфеджио в тональностях, первые ступени которых попадают на белые клавиши.

 

4   Тональности для игры на инструменте.

·        тональности, тонические квинты которых находятся на белых клавишах

·        тональности с «полосатыми» тоническими квинтами – Си мажор и си минор.

·        Тональности с тоническими квинтами на черных клавишах

 

5.      Мелодические и гармонические интервалы на нотоносце без ключа.

От примы до октавы.

Порядок освоения: от одной линейки до пяти.

 

            Форма освоения:

a.       выкладывание нот на нотном стане;

b.      игра на инструменте по нотному рисунку, начиная с любого звука.

 

6.                  Три гармонические функции – тоника, доминанта, субдоминанта.

.Основная  форма – квинта.

Перспектива изучения – басовые опоры, трезвучия.

            Форма выполнения –

·        игра на инструменте;

·        слуховой анализ;

·        выкладывание карточек.

 

7.                  Ритм.

Базовые длительности – четверти и восьмые.

Перспектива изучения – подключение половинной длительности, а также различных фигур с шестнадцатыми нотами.

 

8.                  Метр.

Двух- и трехдольные метры. Исходная жанровая основа – полька, менуэт, вальс, песня.

Перспектива изучения – баркарола, сарабанда, гавот, мазурка, танго.

            Форма освоения –

·        слуховая ориентация в вокальной и инструментальной музыке, реализующаяся в координации ног и рук (толчок ноги – сильная доля, хлопки рук – слабые);

·        слуховая ориентация, отражающаяся в ударе руки в парту на сильной доле и хлопках – на слабых);

·        дирижирование на две доли.

Перспектива: дирижирование на три доли.

 

9.                  Регистры.

7 градаций: самый низкий, низкий, ниже среднего, средний, выше среднего,  высокий, самый высокий.

Перспектива изучения:  определение смешанных регистровых зон.

            Форма освоения –

·        игра на фортепиано;

·        слуховой анализ;

·        рисунки, в которых основное содержание составляет степень интенсивности тона цвета.

 

10.              Структурная логика.

Уровень мелодической фразы.

            Форма освоения –

·        различное цветовое оформление каждой мелодической фразы в зависимости от ее местоположения (порядка появления) путем выкладывания нот мелодии на нотном стане;

·        выкладывание карточек с ритмическими фигурами по фразам, располагая фразы одну под другой, что позволяет выявить структурные цезуры между ними. А также легко их сравнивать;

 

Уровень композиции.

            Форма освоения – рисунки.

·        один рисунок, заключающий главную поэтическую мысль песни;

·        рисунки, соответствующие сюжетной последовательности куплетов песни (для большей    выпуклости используется различное музыкальное оформление каждого куплета, выполненное как педагогом, так и учащимся).

            Форма освоения - слуховой анализ инструментальной музыки (трехчастных композиций, периодов повторного строения) и показ цезур через движение.

 

11.              Фактурные элементы.

Основа: мелодия и сопровождение.

Перспектива изучения – две мелодии (контрапункт), мелодия и бас, мелодия и подголосок. Мелодия, подголосок и гармоническое сопровождение. Все варианты фактур предполагают всевозможные регистровые смещения и высотные перестановки.

            Форма освоения –

·        слуховой анализ различных видов фактур;

·        игра на фортепиано;

·        пение;

·        ритмические партии.

 

12.              Динамическая шкала.

Основа: меццо-пиано (не очень тихо).

Перспектива: 7 градаций – два пиано, пиано, меццо-пиано, меццо-форте, форте, два форте.

            Форма освоения –

·        слуховой анализ;

·        игра на фортепиано.

·        пение

 

13.              Артикуляционная шкала.

      Для пения: основа – легкое маркато.

      Перспектива – легато, стаккато.

      Для игры на фортепиано: основа – нон легато.

      Перспектива – легато, стаккато. 

     

  

14.              Тембр.

Тембры человеческого голоса. Инструментальные тембры. Определение регистров.

Сравнение инструментов, принадлежащих одной звуковысотной зоне, но различных по тембру.

            Форма освоения – слуховой анализ.

 

15.              Темп.

Основа – медленный, темп шагом, быстрый. Соотношение темпа и способа передвижения (различной артикуляции).

Перспектива: 6 градаций - очень медленный, медленный, спокойный, подвижный, быстрый, очень быстрый.

 

16.              Работа с видеоматериалом: анализ мультфильмов с музыкальным сопровождением (проект).

 

 

Категория: Методические статьи | Добавил: petermus (10.10.2013)
Просмотров: 874 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz