Основные
технические параметры
занятий по
сольфеджио в первый год обучения
1. Звуковысотность
в ладу.
Отправной интервал – квинта на
Ι ступени с последующим ее заполнением и подключением прилегающих к ней
ступеней. Квинта – базовый гармонический интервал мажорно-минорной системы.
Перспектива изучения:
подключение зоны кварты на V ступени и комбинаторика в мелодии двух зон –
квинты и кварты.
2. Навыки
пения.
·
техника пения: звукоизвлечение, дыхание;
·
пение с жестом, показывающим ступени лесенкой;
·
с дирижированием на две доли.
3. Тональности
для пения.
·
пение мелодий со словами в «своей» тональности;
·
пение мелодий сольфеджио в тональностях, первые
ступени которых попадают на белые клавиши.
4 Тональности
для игры на инструменте.
·
тональности, тонические квинты которых находятся
на белых клавишах
·
тональности с «полосатыми» тоническими квинтами
– Си мажор и си минор.
·
Тональности с тоническими квинтами на черных
клавишах
5. Мелодические
и гармонические интервалы на нотоносце без ключа.
От примы до октавы.
Порядок освоения: от одной
линейки до пяти.
Форма освоения:
a. выкладывание
нот на нотном стане;
b. игра
на инструменте по нотному рисунку, начиная с любого звука.
6.
Три гармонические функции – тоника, доминанта,
субдоминанта.
.Основная форма – квинта.
Перспектива изучения – басовые
опоры, трезвучия.
Форма выполнения –
·
игра на инструменте;
·
слуховой анализ;
·
выкладывание карточек.
7.
Ритм.
Базовые длительности – четверти
и восьмые.
Перспектива изучения –
подключение половинной длительности, а также различных фигур с шестнадцатыми
нотами.
8.
Метр.
Двух- и трехдольные метры.
Исходная жанровая основа – полька, менуэт, вальс, песня.
Перспектива изучения –
баркарола, сарабанда, гавот, мазурка, танго.
Форма освоения –
·
слуховая ориентация в вокальной и
инструментальной музыке, реализующаяся в координации ног и рук (толчок ноги –
сильная доля, хлопки рук – слабые);
·
слуховая ориентация, отражающаяся в ударе руки в
парту на сильной доле и хлопках – на слабых);
·
дирижирование на две доли.
Перспектива: дирижирование на
три доли.
9.
Регистры.
7 градаций: самый низкий,
низкий, ниже среднего, средний, выше среднего, высокий, самый высокий.
Перспектива изучения: определение смешанных регистровых зон.
Форма освоения –
·
игра на фортепиано;
·
слуховой анализ;
·
рисунки, в которых основное содержание
составляет степень интенсивности тона цвета.
10.
Структурная логика.
Уровень мелодической фразы.
Форма освоения –
·
различное цветовое оформление каждой
мелодической фразы в зависимости от ее местоположения (порядка появления) путем
выкладывания нот мелодии на нотном стане;
·
выкладывание карточек с ритмическими фигурами по
фразам, располагая фразы одну под другой, что позволяет выявить структурные
цезуры между ними. А также легко их сравнивать;
Уровень композиции.
Форма освоения – рисунки.
·
один рисунок, заключающий главную поэтическую
мысль песни;
·
рисунки, соответствующие сюжетной
последовательности куплетов песни (для большей выпуклости используется различное
музыкальное оформление каждого куплета, выполненное как педагогом, так и
учащимся).
Форма освоения - слуховой анализ инструментальной музыки
(трехчастных композиций, периодов повторного строения) и показ цезур через
движение.
11.
Фактурные элементы.
Основа: мелодия и
сопровождение.
Перспектива изучения – две
мелодии (контрапункт), мелодия и бас, мелодия и подголосок. Мелодия, подголосок
и гармоническое сопровождение. Все варианты фактур предполагают всевозможные
регистровые смещения и высотные перестановки.
Форма освоения –
·
слуховой анализ различных видов фактур;
·
игра на фортепиано;
·
пение;
·
ритмические партии.
12.
Динамическая шкала.
Основа: меццо-пиано (не очень тихо).
Перспектива: 7 градаций – два
пиано, пиано, меццо-пиано, меццо-форте, форте, два форте.
Форма освоения –
·
слуховой анализ;
·
игра на фортепиано.
·
пение
13.
Артикуляционная шкала.
Для
пения: основа – легкое маркато.
Перспектива – легато, стаккато.
Для игры на фортепиано: основа – нон
легато.
Перспектива – легато, стаккато.
14.
Тембр.
Тембры человеческого голоса.
Инструментальные тембры. Определение регистров.
Сравнение инструментов,
принадлежащих одной звуковысотной зоне, но различных по тембру.
Форма освоения – слуховой анализ.
15.
Темп.
Основа – медленный, темп шагом,
быстрый. Соотношение темпа и способа передвижения (различной артикуляции).
Перспектива: 6 градаций - очень
медленный, медленный, спокойный, подвижный, быстрый, очень быстрый.
16.
Работа с видеоматериалом: анализ мультфильмов с
музыкальным сопровождением (проект).
|