Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Четверг, 02.05.2024, 11:25
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Методические статьи

Сравнительный анализ как метод формирования художественного мышления современного музыканта-исполнителя

 

Сравнительный анализ

как метод формирования художественного мышления

 современного музыканта-исполнителя

 

   Современный музыкальный макрокосмос  предъявляет совершенно иные, нежели это было характерно для предыдущих эпох,  требования к исполнителям, всегда выступающим в роли перворазгадчиков тайн композиторского творчества. Сегодня, когда на концертных площадках, в системах звукозаписи, в учебном процессе одновременно сосуществуют  художественные миры разных эпох и разных национальностей, Баха и Чайковского, Шопена и Лютославского, Бетховена и Веберна, протестантского хорала и блюза, перед исполнителем  появляется сверхсложная задача: по какому пути надо идти, чтобы охватить всю многомерность поэтического пространства произведения, какую систему интонирования выбрать, чтобы добиться естественного произнесения художественного текста.

    Сравнительный анализ есть первейший способ выживаемости  человека, его развития и совершенствования. С первых дней жизни человек постоянно сравнивает выработанный ранее опыт с результатами, полученными только что. При этом он двигается от бессознательной, интуитивной формы сравнения к осознанной, позволяющей  целенаправленно использовать полученный опыт для своей успешной деятельности. Собственно говоря, степень осознанности, выступающая как оценочный результат деятельности, интенсивность и качественность сравнительного анализа  являются залогом продуктивного развития человека.

    В музыке, тем более, в мире музыкального исполнительства спонтанное, интуитивное начало очень часто превалирует над интеллектуальным. Но современная культурная среда, перенасыщенная самой различной художественной информацией, требует от исполнителя пересмотра типа взаимоотношений этих двух начал в сторону очевидного увеличения интеллектуального подхода при работе с музыкальным текстом.

            

    Среди философских размышлений  И. Гете, высказанных им в афористической форме,  есть высказывание: «Человек слышит только то, понимает». Сегодня этот афоризм следует продолжить: «Чем больше музыкант понимает, тем он больше слышит». От того, что и как он слышит, зависит выразительность и глубина его общения с композиторским текстом, активизация контактов со слушателем. В диалектике взаимодействия интеллектуального и интуитивного необходимо расставить соответствующие акценты. Вся энергия аналитической работы, т. е. весь понятийный, теоретический багаж, художественный тезаурус исполнителя должен быть направлен на умение распознавать (замечать)   многочисленные музыкальные события,  на умение определить их художественную значимость, их формообразующую функцию, что образует первый этап работы исполнителя[1]. Второй этап    - это  раскрытие художественной значимости обнаруженного музыкального события, который  требует от исполнителя  напряжения его душевных сил, его индивидуально существующего музыкального чувства, его особого артистизма – всего того, что корректирует меру эмоционального присутствия в исполнительской деятельности.

     Сравнительный анализ в понятийной форме, т. е., принципиально осмысленный, интеллектуально направленный, - метод формирования художественного мышления у современного музыканта, который стремится «прожить тысячу жизней в каждый звучащий момент».

    Объектами сравнения практически может быть все, что угодно. Уровни, аспекты сравнения также не имеют границ. При сравнении легче понять специфику каждого из сравниваемых объектов. Сравнивая те или иные явления, необходимо объяснить причину найденных изменений, понять алгоритм найденных отличий и тогда перейти к конечному результату – определению формообразующих функций исследуемых элементов.

    Исходный уровень сравнительного анализа – это анализ, осуществляющийся  внутри одного произведения. Внимательное отношение к аккорду даже одной функции, например, тоники, многое может прояснить в художественной концепции произведения. В Ноктюрне № 13 до минор Шопена драматургическая линия проходит через изложение в крайних частях до минорной тоники, а в средней части – через До мажорную: от аскетической графики начальной позиции тонического аккорда к акустическому равновесию  тоники «во плоти» в средней части и, наконец, акустический «хаос»  в динамической репризе. Вслушивание в преобразования фактуры, связанные с изложением тоники, в финале 21 сонаты Бетховена может объяснить почему же эта соната получила имя «Аврора».

    Если обратиться к творчеству Шумана, то выяснится, что выделяемые ритмическими остановками неустойчивые аккорды доминантовой функции у него всегда излагаются индивидуально, не соответствуя общетипологическим нормам расположения и удвоения тонов в аккордике: композитор требует  особого внимания в   медленных лирических пьесах к  процессуальным узлам, аккумулирующим напряжение (см., например, пьесу «Грезы» из цикла «Детские сцены» Op. 15).

    Сравнительный анализ позволяет в самой динамичной форме выявлять особенности взаимодействия мелодии и гармонического сопровождения. Использование приема гармонического варьирования имеет богатейшую историю. Гармоническое варьирование – мощнейший источник развития в вариациях на остинатный бас. Драматическая коллизия обеих арий Дидоны из оперы Перселла «Дидона и Эней» формируется на основе гармонического  развития от вариации к вариации при неизменности мелодической фигуры баса.  Ярчайшим примером формообразующей роли гармонии в условиях остинатного повторения  четырехтактной басовой мелодической формулы является Crucifixus  из мессы h-moll Баха. Алгоритм 12 проведений басовой темы выявляет первую кульминацию гармонической волны в 4-5 вариациях, а затем на еще более высоком уровне драматического напряжения – в 10-11 вариациях, что позволяет отмечать у Баха классическое местоположение кульминации в точке золотого сечения.

    Невозможно сыграть любую фугу Баха (а также фугу любого другого композитора) без вслушивания в гармонические изменения, происходящие при каждом проведении темы.

    Сравнения требуют и различные участки музыкальной формы, связанные с очередным проведением исходного тематизма произведения[2].  При сравнении двух проведений темы главной партии в 8 сонате Бетховена – в экспозиции и в начале разработки -  исполнитель в активной форме открывает для себя  существенные  изменения музыкального текста. Первоначальная тональность до минор, которой свойствен объективный тон передачи драматического действа, сменяется на окрашенную в субъективные тона тональность ми минор. Цельность исходного восьмитакта, имеющая прямолинейно выраженную графику движения вверх (1 – 5 такты), а затем вниз (тт. 5 – 8) заменяется в разработке укороченным проведением на протяжении трех тактов; двухоктавный пробег первого проведения темы, достигаемый с ритмическими остановками на первой ступени тональности (Бетховен здесь моделирует тип движения, похожий на  старт, требующий концентрации сил, и последующего быстрого преодоления  дистанции)  заменяется на ритмическую однородность, позволяющую за три такта (а не пять) преодолеть пространство в две октавы. Наконец, главное отличие заключается в том, что первое проведение темы характеризуется только восходящими вводнотонными интонациями, способствующими сокращению реального времени звучания темы, ее максимальной динамизации. Напротив, мелодическая линия второго проведения темы представляет собой ломаную линию, включающую тормозящие движение вверх нисходящие секунды.

    

    Сравнение можно и нужно осуществлять, выходя за пределы одного произведения. Одна из действенных ситуаций – это сравнение произведений одного композитора, написанных в одной той же тональности. В этом случае сравнение скорее направлено на выявление общего при внешней форме отличия. Обнаружение сходства на глубинном уровне позволяет соприкоснуться со спецификой композиторского творчества на типологическом уровне, на уровне постоянных привязанностей. Сонаты для фортепиано Бетховена – богатейший материал для погружения в таинства движений души человеческой.  А «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»[3].

     Сопоставляя даже только главный тематизм сонат Бетховена, принадлежащий одной тональной сфере, поражаешься тому, насколько ярко выступает семантика тональности в формировании основной художественной идеи произведения. Фа минорные темы – и Первой и Двадцать третьей сонаты – обладают одинаковой физиологией восходящего движения по звукам тоники. К этим темам примыкает и аналогичная по реализации фа минорная тема второй части Шестой сонаты. Фиксация же отличий всех этих тем  помогает проследить развитие мысли композитора, становление его мастерства, направленных на выражение  сходной художественной идеи.

    Можно сравнивать и иначе, - например, формы реализации одной тональности,  принадлежащей разным разделам сонатного цикла. Ми минор в сонатах Бетховена получает многочисленное воплощение. Первый яркий пример -  тема побочной партии первой части Второй сонаты, затем – середина медленной части Третьей сонаты,   начало разработки в первой части Восьмой сонаты. Тематизм  второй части Девятой сонаты явно перекликается с темой побочной партии из Второй сонаты. Новый вариант воплощения ми минора – заключение в первой части Двадцать первой сонаты. Наконец, появляется Двадцать седьмая соната, в которой ми минор – главный тональный выразитель содержания сонаты. В этой сонате  композитор концентрирует ранее найденные основные интонационные формы звучания ми минора как тональности, раскрывающей его лирический мир – мир сомнений, переживаний, неверия в достижимость поставленной  цели.  Ми минор в творчестве Бетховена -  это своего рода лирический роман, содержащий волнующие страницы творческой биографии композитора. Любопытно и продолжение  этого романа – средняя часть Тридцатой сонаты, содержание которой выступает как своеобразная кода – подведение итогов развития лирической стези ми минора в творчестве Бетховена: здесь, с одной стороны,  структура данной тональности выявляет свою целостность и устойчивость (это то, к чему всегда стремился ми минор в предыдущих примерах), с другой, - она реализуется   через самую сокровенную интимную интонацию, ей присущую – через уменьшенную кварту на VII ступени: такты 29 – 30 снова отсылают нас к трепетной неустойчивой интонации темы побочной партии в первой части Второй сонаты.

Полный текст материала - Каталог файлов/ Сравнительный анализ

[1] Собственно разучивание музыкального произведения – разбор нотного текста и его техническое освоение здесь не рассматриваются.

[2] Об этом ракурсе сравнительного анализа автор данной статьи ранее останавливался в работе «Анализ музыкального текста: что должен сделать исполнитель в первую очередь» . www.harmonyspb.ucoz.ru.

[3] Эти слова Пушкина использует Наум Клейман в качестве эпиграфа  во вступительной статье к книге  С. Эйзенштейна «Метод» (Т. 1. Grundproblem. М., 2002).  Для нас самым ценным в обозначенной автором ситуации представляется сделанный им акцент на проблеме метода. Сравнительный анализ, как нам представляется, есть незаменимый метод познания невербального творчества, метод, не имеющий границ, метод, действующий как открытая система.

Категория: Методические статьи | Добавил: petermus (16.07.2011)
Просмотров: 2414 | Комментарии: 66 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 331 2 3 4 »
33 Размещение отзывов  
0
Мы предлагаем услуги по написание и размещение положительных отзывов про Вас в интернете!!!

Работаем с самыми популярными площадками:
yandex.ru, google.ru, zoon.ru, yell.ru, otzyvru.com, ru.otzyv.com, 2gis.ru, hh.ru, pravda-sotrudnikov, spr.ru и многик другие.

Сайт https://otzyvtop.creatium.site/
Тел. 985-882-26-76
E-mail otzyv.top10@gmail.com

32 Артем  
0
Здравствуйте! Увеличиваю поток клиентов с онлайн карт!

Накрутка рейтинга на Авито/Яндекс/2гис/Маркетплейсы и др.

А так же:
- Реклама в Яндекс/Гугл, ВК и Инстаграм.
- Создание и СЕО сайтов.
- Авито продвижение.

Если интересно, пишите мне в WhatsApp: +7(962) 546-38-36

31 Ангелина  
0
Не удалось дозвониться
Прошу связаться со мной по номеру телефона +7(910)355-45-93, с уважением, Ангелина

q_kazamirova@mail.ru

30 Дмитрий  
0
Платите за SEO-продвижение давно, но результатов все нет? Я помогу вывести любые запросы Вашего сайта в ТОП Яндекса за 5 дней! Бесплатный тест.

Кейсы и обратная связь: https://telegra.ph/Kejsy-po-bystromu-vyvodu-sajtov-v-TOP-04-09

С уважением, Дмитрий

29 Владислав  
0
Меня зовут Владислав, и я представляю команду Web Hero. Мы обнаружили несколько технических недочетов на вашем сайте, которые могут отталкивать ваших клиентов.

Наша команда готова приступить к исправлению этих проблем немедленно, чтобы ваш сайт работал безупречно.

Давайте обсудим возможности сотрудничества и наши предложения по улучшению вашего веб-ресурса. Просто оставьте заявку на нашем сайте: wbhr.ru, или свяжитесь со мной напрямую по адресу sale.tp1@wbhr.ru.

С уважением,

Владислав

Web Hero

28 Информационный ресурс  
0
Понимание текущих событий в судостроительной отрасли России имеет огромное значение для профессионалов и специалистов этой сферы. Новости и аналитика, публикуемые на отраслевом портале https://sudostroenie.info, помогают быть в курсе последних событий, тенденций и инноваций в судостроительной промышленности. Благодаря этому информационному ресурсу можно своевременно реагировать на изменения на рынке, принимать обоснованные решения и быть успешным в своей деятельности. Поэтому важно следить за обновлениями на портале https://sudostroenie.info и не упускать возможность получить актуальную информацию из первых уст.

27 СУ РИД  
0
Ценность компании определяется наработками и людьми, а не набором железа или недвижимости. Поэтому крайне важно правильно выявлять и управлять своими нематериальными активами (НМА). Каждая компания, которая создает продукт, является генератором РИДов. Правильный учет РИДов - гарантия стабильного будущего. Учет НМА в "СУ РИД" https://lp.ip-manager.ru - это просто и эффективно.

26 Дмитрий  
0
Платите за SEO-продвижение давно, но результатов все нет? Я помогу вывести любые запросы Вашего сайта в ТОП Яндекса за 5 дней! Бесплатный тест.

Кейсы и обратная связь: https://telegra.ph/Kejsy-po-bystromu-vyvodu-sajtov-v-TOP-04-09

С уважением, Дмитрий

25 Avtotrade  
0
Мы хотим оказать благодарность ветеранам СВО, также их семьям (включая членов семьи раненых и погибших героев).

Компания “Avtotrade” готова привезти автомобиль из-за границы для ветеранов СВО, членов их семей (включая семей раненых и погибших бойцов). Мы привозим автомобили для этой категории граждан бесплатно (до 10 штук в месяц).
Пожалуйста, поделитесь этим письмом, если у вас есть знакомый ветеран или вы знаете кого-то из членов его семьи.
Программа финансируется меценатами и правительственными организациями.

Наш сайт: https://avto-veteranam.ru/
Наш телеграм-канал: https://t.me/avto_europe

24 Оформление авторских прав  
0
Оформление авторских прав для защиты творчества

В современном мире защита авторских прав является одной из ключевых задач для творческих личностей. Все больше и больше людей сталкиваются с проблемой плагиата и незаконного использования своих произведений. Оформление авторских прав играет важную роль в сохранении интеллектуальной собственности и обеспечении законных прав создателя.

Оформление авторских прав (https://edrid.ru/author-landing) - это процесс юридической регистрации интеллектуальных творческих работ, который гарантирует защиту прав на эти произведения. Это позволяет авторам установить свое законное владение произведением, контролировать его использование и получать вознаграждение за его использование другими лицами.

За последние годы число случаев нарушения авторских прав значительно увеличилось, особенно в онлайн-среде. Изображения, тексты, музыка и видео часто используются без разрешения создателей, что приводит к финансовым потерям и подрывает доверие к системе интеллектуальной собственности.

Чтобы предотвратить такие нарушения, необходимо осознавать важность оформления авторских прав. Это позволит защитить свое творчество и обезопасить его использование другими лицами. Оформление авторских прав дает возможность вести процесс урегулирования споров и преследования нарушителей в судебном порядке.

В данной статье мы рассмотрим процесс оформления авторских прав, а также дадим практические рекомендации по защите творческого наследия. Мы подробно изучим юридические аспекты этой процедуры, а также предоставим информацию о доступных инструментах и сервисах для регистрации и контроля авторских прав.

проблемы авторов (писателей, поэтов, дизайнеров, музыкантов)

Оформление авторских прав является крайне важным аспектом для защиты творчества, однако многие авторы сталкиваются с проблемами в этом процессе. Часто, особенно в случае самостоятельной публикации, авторы не знают, как правильно оформить свои права и какие документы необходимо составить. Недостаток информации и сложности правовых норм создают ряд препятствий для защиты прав автора. Кроме того, возникают случаи незаконного использования произведений, когда авторы не в состоянии эффективно защитить свои права, что может привести к ущербу как материальному, так и моральному

Возможности сайта https://edrid.ru/author-landing/ по защите авторства

Сайт https://edrid.ru/author-landing/ предоставляет широкий спектр возможностей для оформления авторских прав и защиты творчества. Здесь вы можете зарегистрировать свои произведения, получить удостоверение о регистрации, а также проследить за их использованием в сети. Благодаря удобному интерфейсу вы сможете составить электронный договор об использовании вашего творчества, а также получить подробную информацию о законодательстве в области авторских прав. Кроме того, сайт предлагает услуги по защите авторства на международном уровне, что является важным аспектом в глобальной сети. Проведите регистрацию на https://edrid.ru/author-landing/ и обеспечьте надежную защиту своего творчества.

Спокойная жизнь с авторским свидетельстввом

Оформление авторских прав является важным аспектом защиты творчества. Помимо защиты авторского права, является также и инструментом для достижения спокойной жизни для автора. Авторское свидетельство является юридическим документом, который подтверждает авторство и права на произведение. Благодаря этому документу автор имеет право использовать свою интеллектуальную собственность, а также защищать ее от незаконного использования или копирования. Может быть использовано в суде для решения споров, связанных с нарушением авторских прав. Таким образом, оформление авторских прав с помощью авторского свидетельства позволяет автору спокойно заниматься своим творчеством, не беспокоясь о незаконном использовании его произведения.

1-10 11-20 21-30 31-33
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz