Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Среда, 08.05.2024, 03:56
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Методические статьи

Сравнительный анализ как метод формирования художественного мышления современного музыканта-исполнителя Современный музыкальный макрокосмос

Сравнительный анализ как метод формирования художественного мышления

современного музыканта-исполнителя

 

Современный музыкальный макрокосмос предъявляет совершенно иные, нежели это было характерно для предыдущих эпох, требования к исполнителям, всегда выступающим в роли перворазгадчиков тайн композиторского творчества. Сегодня, когда на концертных площадках, в системах звукозаписи, в учебном процессе одновременно сосуществуют художественные миры разных эпох и разных национальностей, Баха и Чайковского, Шопена и Лютославского, Бетховена и Веберна, протестантского хорала и блюза, перед исполнителем появляется сверхсложная задача: по какому пути надо идти, чтобы охватить всю многомерность поэтического пространства произведения, какую систему интонирования выбрать, чтобы добиться естественного произнесения художественного текста.

Сравнительный анализ есть первейший способ выживаемости человека, его развития и совершенствования. С первых дней жизни человек постоянно сравнивает выработанный ранее опыт с результатами, полученными только что. При этом он двигается от бессознательной, интуитивной формы сравнения к осознанной, позволяющей целенаправленно использовать полученный опыт для своей успешной деятельности. Собственно говоря, степень осознанности, выступающая как оценочный результат деятельности, интенсивность и качественность сравнительного анализа являются залогом продуктивного развития человека.

В музыке, тем более, в мире музыкального исполнительства спонтанное, интуитивное начало очень часто превалирует. Споры о соотношении двух составляющих - интуитивного и интеллектуального - до сих пор не утихают. Но современная ситуация, насыщенная художественной информацией во всех аспектах и на всех уровнях, требует явного пересмотра типа взаимоотношений этих двух начал.

У Гете есть афоризм: «Человек слышит только то, понимает». Сегодня этот афоризм следует продолжить: «Чем больше музыкант понимает, тем он больше слышит». От того, что и как он слышит, зависит выразительность и глубина его общения с композиторским текстом, активизация контактов со слушателем. Сравнительный анализ в понятийной форме, т. е., принципиально осмысленный, интеллектуально направленный, - метод формирования художественного мышления у современного музыканта, который стремится «прожить тысячу жизней в каждый звучащий момент».

Объектами сравнения практически может быть все, что угодно. Уровни, аспекты сравнения также не имеют границ. При сравнении легче понять специфику каждого из сравниваемых объектов. Сравнивая те или иные явления, необходимо объяснить причину найденных изменений, понять алгоритм найденных отличий и тогда перейти к конечному результату – определению формообразующих функций исследуемых элементов.

Самый низовой уровень сравнительного анализа – внутри одного произведения. Внимательное отношение к аккорду даже одной функции, например, тоники, может многое прояснить в художественной концепции произведения. В Ноктюрне № 13 до минор Шопена драматургическая линия проходит через изложение в крайних частях до минорной тоники, а в средней части – через До мажорную: от аскетической графики начальной позиции тонического аккорда к акустическому равновесию тоники «во плоти» в средней части и, наконец, акустический «хаос» в динамической репризе. Вслушивание в преобразования фактуры, связанные с изложением тоники, в финале 21 сонаты Бетховена может объяснить почему же эта соната получила имя «Аврора».

Если обратиться к творчеству Шумана, то выяснится, что выделяемые ритмическими остановками неустойчивые аккорды у него всегда излагаются индивидуально, не соответствуя общетипологическим нормам расположения и удвоения тонов в аккордике: композитор требует особого внимания в медленных лирических пьесах к процессуальным узлам, аккумулирующим напряжение (см., например, пьесу «Грезы» из цикла «Детские сцены» Op. 15).

Сравнительный анализ позволяет в самой динамичной форме выявлять особенности взаимодействия мелодии и гармонического сопровождения. Использование приема гармонического варьирования имеет богатейшую историю. Гармоническое варьирование – мощнейший источник развития в вариациях на остинатный бас. Драматическая коллизия обеих арий Дидоны из оперы Перселла «Дидона и Эней» формируется на основе гармонического развития от вариации к вариации при неизменности мелодической фигуры баса. Ярчайшей примером формообразующей роли гармонии в условиях остинатного повторения четырехтактной басовой мелодической формулы является Crucifixus из мессы h-moll Баха. Алгоритм 12 проведений басовой темы выявляет первую кульминацию гармонической волны в 4-5 вариациях, а затем на еще более высоком уровне драматического напряжения – в 10-11 вариациях, что позволяет отмечать у Баха классическое местоположение кульминации в точке золотого сечения.

Невозможно сыграть любую фугу Баха (а также фугу любого другого композитора) без вслушивания в гармонические изменения, происходящие при каждом проведении темы.

Сравнения требуют различные участки музыкальной формы, связанные с очередным проведением исходного тематизма произведения¹. При сравнении двух проведений темы главной партии в 8 сонате Бетховена – в экспозиции и в начале разработки - исполнитель сталкивается с существенными изменениями музыкального текста. Первоначальная тональность до минор, которой свойствен объективный тон передачи драматического действа, сменяется на окрашенную в субъективные тона тональность ми минор. Цельность исходного восьмитакта, имеющая прямолинейно выраженную графику движения вверх (1 – 5 такты), а затем вниз (тт. 5 – 8) заменяется в разработке укороченным проведением на протяжении трех тактов; двухоктавный пробег первого проведения темы, достигаемый с ритмическими остановками на первой ступени тональности (Бетховен здесь моделирует тип движения, похожий на старт, требующий концентрации сил, и последующего быстрого преодоления дистанции) заменяется на ритмическую однородность, позволяющую за три такта (а не пять) преодолеть пространство в две октавы. Наконец, главное отличие заключается в том, что первое проведение темы характеризуется только восходящими вводнотонными интонациями, способствующими сокращению реального времени звучания темы, ее максимальной динамизации. Напротив, мелодическая линия второго проведения темы представляет собой ломаную линию, включающую тормозящие движение вверх нисходящие секунды.

Приведем краткий анализ пьесы Шумана Albumblätter № 1, основанный на разных аспектах сравнения. Первое впечатление от общения с музыкальным текстом наводит на мысль об однотипности фактуры, фразировки, артикуляции. Однако благодаря внимательному прочтению текста на основе сравнения появляется возможность выявить тончайшие изменения каждого этапа развития, что способствует формированию содержательной концепции исполнения. 17 – 18 такты представляют собой репризное проведение исходной тематической интонации, заявленной в тактах 1 - 2. Услышав иную гармонизацию, замечаешь и иную расстановку лиг, что приводит, соответственно, и к иной интонационной фабуле. Сравнение второго четырехтакта с первым позволяет отчетливо обозначить фактурные отличия фрагментов, иную линию баса. После сравнения начальных 8 тактов возникает совершенно новое отношение к тактам 17 – 18. Их кульминационность в точке золотого сечения (вся пьеса составляет 24 такта и представляет собой традиционную двухчастную форму сарабанды, в которой соотносятся 8 и 16 тактов) достигается не только изменением гармонизации, иной фразировкой, но и иной фактурной организацией: линия баса (опять же варьированная) обнаруживает свою песенную целостность только со 2 такта в рамках четырехтактных структур, неизмененно использующихся Шуманом на протяжении всей пьесы. После осознания всех отличий, имеющихся в 5 четырехтакте (17 -20 тт.) формируется грамотное отношение к фразировке последнего – 6 – четырехтакта, представляющего собой вариант начального построения.

Сравнение можно и нужно осуществлять, выходя за пределы одного произведения. Одна из действенных ситуаций – это сравнение произведений одного композитора, написанных в одной той же тональности. В этом случае сравнение скорее направлено на выявление общего при внешней форме отличия. Обнаружение сходства на глубинном уровне позволяет соприкоснуться со спецификой композиторского творчества на типологическом уровне, на уро

Сравнительный анализ как метод формирования художественного мышления

современного музыканта-исполнителя

 

Современный музыкальный макрокосмос предъявляет совершенно иные, нежели это было характерно для предыдущих эпох, требования к исполнителям, всегда выступающим в роли перворазгадчиков тайн композиторского творчества. Сегодня, когда на концертных площадках, в системах звукозаписи, в учебном процессе одновременно сосуществуют художественные миры разных эпох и разных национальностей, Баха и Чайковского, Шопена и Лютославского, Бетховена и Веберна, протестантского хорала и блюза, перед исполнителем появляется сверхсложная задача: по какому пути надо идти, чтобы охватить всю многомерность поэтического пространства произведения, какую систему интонирования выбрать, чтобы добиться естественного произнесения художественного текста.

Сравнительный анализ есть первейший способ выживаемости человека, его развития и совершенствования. С первых дней жизни человек постоянно сравнивает выработанный ранее опыт с результатами, полученными только что. При этом он двигается от бессознательной, интуитивной формы сравнения к осознанной, позволяющей целенаправленно использовать полученный опыт для своей успешной деятельности. Собственно говоря, степень осознанности, выступающая как оценочный результат деятельности, интенсивность и качественность сравнительного анализа являются залогом продуктивного развития человека.

В музыке, тем более, в мире музыкального исполнительства спонтанное, интуитивное начало очень часто превалирует. Споры о соотношении двух составляющих - интуитивного и интеллектуального - до сих пор не утихают. Но современная ситуация, насыщенная художественной информацией во всех аспектах и на всех уровнях, требует явного пересмотра типа взаимоотношений этих двух начал.

У Гете есть афоризм: «Человек слышит только то, понимает». Сегодня этот афоризм следует продолжить: «Чем больше музыкант понимает, тем он больше слышит». От того, что и как он слышит, зависит выразительность и глубина его общения с композиторским текстом, активизация контактов со слушателем. Сравнительный анализ в понятийной форме, т. е., принципиально осмысленный, интеллектуально направленный, - метод формирования художественного мышления у современного музыканта, который стремится «прожить тысячу жизней в каждый звучащий момент».

Объектами сравнения практически может быть все, что угодно. Уровни, аспекты сравнения также не имеют границ. При сравнении легче понять специфику каждого из сравниваемых объектов. Сравнивая те или иные явления, необходимо объяснить причину найденных изменений, понять алгоритм найденных отличий и тогда перейти к конечному результату – определению формообразующих функций исследуемых элементов.

Самый низовой уровень сравнительного анализа – внутри одного произведения. Внимательное отношение к аккорду даже одной функции, например, тоники, может многое прояснить в художественной концепции произведения. В Ноктюрне № 13 до минор Шопена драматургическая линия проходит через изложение в крайних частях до минорной тоники, а в средней части – через До мажорную: от аскетической графики начальной позиции тонического аккорда к акустическому равновесию тоники «во плоти» в средней части и, наконец, акустический «хаос» в динамической репризе. Вслушивание в преобразования фактуры, связанные с изложением тоники, в финале 21 сонаты Бетховена может объяснить почему же эта соната получила имя «Аврора».

Если обратиться к творчеству Шумана, то выяснится, что выделяемые ритмическими остановками неустойчивые аккорды у него всегда излагаются индивидуально, не соответствуя общетипологическим нормам расположения и удвоения тонов в аккордике: композитор требует особого внимания в медленных лирических пьесах к процессуальным узлам, аккумулирующим напряжение (см., например, пьесу «Грезы» из цикла «Детские сцены» Op. 15).

Сравнительный анализ позволяет в самой динамичной форме выявлять особенности взаимодействия мелодии и гармонического сопровождения. Использование приема гармонического варьирования имеет богатейшую историю. Гармоническое варьирование – мощнейший источник развития в вариациях на остинатный бас. Драматическая коллизия обеих арий Дидоны из оперы Перселла «Дидона и Эней» формируется на основе гармонического развития от вариации к вариации при неизменности мелодической фигуры баса. Ярчайшей примером формообразующей роли гармонии в условиях остинатного повторения четырехтактной басовой мелодической формулы является Crucifixus из мессы h-moll Баха. Алгоритм 12 проведений басовой темы выявляет первую кульминацию гармонической волны в 4-5 вариациях, а затем на еще более высоком уровне драматического напряжения – в 10-11 вариациях, что позволяет отмечать у Баха классическое местоположение кульминации в точке золотого сечения.

Невозможно сыграть любую фугу Баха (а также фугу любого другого композитора) без вслушивания в гармонические изменения, происходящие при каждом проведении темы.

Сравнения требуют различные участки музыкальной формы, связанные с очередным проведением исходного тематизма произведения¹. При сравнении двух проведений темы главной партии в 8 сонате Бетховена – в экспозиции и в начале разработки - исполнитель сталкивается с существенными изменениями музыкального текста. Первоначальная тональность до минор, которой свойствен объективный тон передачи драматического действа, сменяется на окрашенную в субъективные тона тональность ми минор. Цельность исходного восьмитакта, имеющая прямолинейно выраженную графику движения вверх (1 – 5 такты), а затем вниз (тт. 5 – 8) заменяется в разработке укороченным проведением на протяжении трех тактов; двухоктавный пробег первого проведения темы, достигаемый с ритмическими остановками на первой ступени тональности (Бетховен здесь моделирует тип движения, похожий на старт, требующий концентрации сил, и последующего быстрого преодоления дистанции) заменяется на ритмическую однородность, позволяющую за три такта (а не пять) преодолеть пространство в две октавы. Наконец, главное отличие заключается в том, что первое проведение темы характеризуется только восходящими вводнотонными интонациями, способствующими сокращению реального времени звучания темы, ее максимальной динамизации. Напротив, мелодическая линия второго проведения темы представляет собой ломаную линию, включающую тормозящие движение вверх нисходящие секунды.

Приведем краткий анализ пьесы Шумана Albumblätter № 1, основанный на разных аспектах сравнения. Первое впечатление от общения с музыкальным текстом наводит на мысль об однотипности фактуры, фразировки, артикуляции. Однако благодаря внимательному прочтению текста на основе сравнения появляется возможность выявить тончайшие изменения каждого этапа развития, что способствует формированию содержательной концепции исполнения. 17 – 18 такты представляют собой репризное проведение исходной тематической интонации, заявленной в тактах 1 - 2. Услышав иную гармонизацию, замечаешь и иную расстановку лиг, что приводит, соответственно, и к иной интонационной фабуле. Сравнение второго четырехтакта с первым позволяет отчетливо обозначить фактурные отличия фрагментов, иную линию баса. После сравнения начальных 8 тактов возникает совершенно новое отношение к тактам 17 – 18. Их кульминационность в точке золотого сечения (вся пьеса составляет 24 такта и представляет собой традиционную двухчастную форму сарабанды, в которой соотносятся 8 и 16 тактов) достигается не только изменением гармонизации, иной фразировкой, но и иной фактурной организацией: линия баса (опять же варьированная) обнаруживает свою песенную целостность только со 2 такта в рамках четырехтактных структур, неизмененно использующихся Шуманом на протяжении всей пьесы. После осознания всех отличий, имеющихся в 5 четырехтакте (17 -20 тт.) формируется грамотное отношение к фразировке последнего – 6 – четырехтакта, представляющего собой вариант начального построения.

Сравнение можно и нужно осуществлять, выходя за пределы одного произведения. Одна из действенных ситуаций – это сравнение произведений одного композитора, написанных в одной той же тональности. В этом случае сравнение скорее направлено на выявление общего при внешней форме отличия. Обнаружение сходства на глубинном уровне позволяет соприкоснуться со спецификой композиторского творчества на типологическом уровне, на уровне постоянных привязанностей. Сонаты для фортепиано Бетховена – богатейший материал для погружения в таинства движений души человеческой. А «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»².

Сопоставляя даже только главный тематизм сонат Бетховена, принадлежащий одной тональной сфере, поражаешься тому, насколько ярко выступает семантика тональности в формировании основной художественной идеи произведения. Фа минорные темы – и Первой и Двадцать третьей сонаты – обладают одинаковой физиологией восходящего движения по звукам тоники. К этим темам примыкает и аналогичная по реализации фа минорная тема второй части Шестой сонаты. Фиксация же отличий всех этих тем помогает проследить развитие мысли композитора, становление его мастерства, направленных в одну сторону.

Можно сравнивать и иначе, - например, формы реализации одной тональности, принадлежащей разным разделам сонатного цикла. Ми минор в сонатах Бетховена получает многочисленное воплощение. Первый яркий пример - тема побочной партии первой части Второй сонаты, затем – середина медленной части Третьей сонаты, начало разработки в первой части Восьмой сонаты. Тематизм второй части Девятой сонаты явно перекликается с темой побочной партии из Второй сонаты. Новый вариант воплощения ми минора – заключение в первой части Двадцать первой сонаты. Наконец появляется Двадцать седьмая соната, в которой ми минор – главный тональный выразитель содержания сонаты. В этой сонате композитор концентрирует ранее найденные основные интонационные формы звучания ми минора как тональности, раскрывающей его лирический мир – мир сомнений, переживаний, неверия в достижимости поставленной цели. Ми минор в творчестве Бетховена - это своего рода лирический роман, содержащий волнующие страницы творческой биографии композитора. Любопытно и продолжение этого романа – средняя часть Тридцатой сонаты, содержание которой выступает как кода – подведение итогов развития лирической стези ми минора: здесь, с одной стороны, структура данной тональности выявляет свою целостность и устойчивость (это то к чему всегда стремился ми минор в предыдущих примерах), с другой, - она реализуется через самую сокровенную интимную интонацию, ей присущую – через уменьшенную кварту на VII ступени: такты 29 – 30 снова отсылают нас к трепетной неустойчивой интонации темы побочной партии в первой части Второй сонаты.

¹ Об этом ракурсе сравнительного анализа автор данной статьи ранее останавливался в работе «Анализ музыкального текста: что должен сделать исполнитель в первую очередь» . www.harmonyspb.ucoz.ru

²Эти слова Пушкина С. Эйзенштейн поставил эпи графом к своей книге «Метод» (Т. 1. Grundproblem. М., 2002). Для нас самым ценным в обозначенной автором ситуации представляется сделанный им акцент на проблеме метода. Сравнительный анализ, как нам представляется, есть незаменимый метод познания невербального творчества, метод, не имеющий границ, метод, действующий как открытая система. 

вне постоянных привязанностей. Сонаты для фортепиано Бетховена – богатейший материал для погружения в таинства движений души человеческой. А «следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная»².

Сопоставляя даже только главный тематизм сонат Бетховена, принадлежащий одной тональной сфере, поражаешься тому, насколько ярко выступает семантика тональности в формировании основной художественной идеи произведения. Фа минорные темы – и Первой и Двадцать третьей сонаты – обладают одинаковой физиологией восходящего движения по звукам тоники. К этим темам примыкает и аналогичная по реализации фа минорная тема второй части Шестой сонаты. Фиксация же отличий всех этих тем помогает проследить развитие мысли композитора, становление его мастерства, направленных в одну сторону.

Можно сравнивать и иначе, - например, формы реализации одной тональности, принадлежащей разным разделам сонатного цикла. Ми минор в сонатах Бетховена получает многочисленное воплощение. Первый яркий пример - тема побочной партии первой части Второй сонаты, затем – середина медленной части Третьей сонаты, начало разработки в первой части Восьмой сонаты. Тематизм второй части Девятой сонаты явно перекликается с темой побочной партии из Второй сонаты. Новый вариант воплощения ми минора – заключение в первой части Двадцать первой сонаты. Наконец появляется Двадцать седьмая соната, в которой ми минор – главный тональный выразитель содержания сонаты. В этой сонате композитор концентрирует ранее найденные основные интонационные формы звучания ми минора как тональности, раскрывающей его лирический мир – мир сомнений, переживаний, неверия в достижимости поставленной цели. Ми минор в творчестве Бетховена - это своего рода лирический роман, содержащий волнующие страницы творческой биографии композитора. Любопытно и продолжение этого романа – средняя часть Тридцатой сонаты, содержание которой выступает как кода – подведение итогов развития лирической стези ми минора: здесь, с одной стороны, структура данной тональности выявляет свою целостность и устойчивость (это то к чему всегда стремился ми минор в предыдущих примерах), с другой, - она реализуется через самую сокровенную интимную интонацию, ей присущую – через уменьшенную кварту на VII ступени: такты 29 – 30 снова отсылают нас к трепетной неустойчивой интонации темы побочной партии в первой части Второй сонаты.

¹ Об этом ракурсе сравнительного анализа автор данной статьи ранее останавливался в работе «Анализ музыкального текста: что должен сделать исполнитель в первую очередь» . www.harmonyspb.ucoz.ru

²Эти слова Пушкина С. Эйзенштейн поставил эпи графом к своей книге «Метод» (Т. 1. Grundproblem. М., 2002). Для нас самым ценным в обозначенной автором ситуации представляется сделанный им акцент на проблеме метода. Сравнительный анализ, как нам представляется, есть незаменимый метод познания невербального творчества, метод, не имеющий границ, метод, действующий как открытая система. 

Категория: Методические статьи | Добавил: petermusspb (27.02.2016)
Просмотров: 685 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz