Меню сайта
Категории раздела
Методические статьи [30]
Учебные материалы для пианистов [9]
Программа курса, задания
Учебные материалы для композиторов [5]
Материалы по педагогической подготовке композиторов
Бетховен [3]
Статьи и иные материалы, посвященные Бетховену
Музыка XX века [2]
Научные статьи [16]
Статьи и материалы научного содержания
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 128
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Теория для практики:думающий да услышит ! Понедельник, 06.05.2024, 22:21
Приветствую Вас Гость | RSS
 
 Статьи и материалы
Главная » Статьи » Методические статьи

Типовое ладовое значение интервалов в широком расположении

Типовое ладовое значение интервалов в широком расположении

Для начала обратим внимание на то, что даже пианисты, которые играют Моцарта, Бетховена, Листа, Шопена, умудряются задать вопрос: «А разве такое бывает?» В данном случае имеются в виду интервалы больше октавы, правильнее даже сказать: два звука, принадлежащие разным регистрам, например, бас – в большой октаве, верхний звук – в третьей октаве.

Такой вопрос отражает отвлеченное отношение к восприятию взаимодействия звуков разной высоты. Определение интервала рассматривается как упражнение на уроках сольфеджио, существующее само по себе, никак не связанное с конкретным звучанием какой-либо пьесы.

Стоит вспомнить, что музыка – область интонации. Если услышал исполнитель, то, следовательно, услышит и слушатель. Исполнительский процесс – это непрерывная цепь музыкальных событий. Но где они? Они не только в мелодии, не только в линии баса, не только в последовании разных гармоний, не только в ритме, тембре … Этот перечень бесконечен.

Проведем сравнение с обычной речью. Количество разных слов, используемых человеком в устной или письменной речи, как известно, у всех разное. При обращении к музыкальному тексту, где композитор уже закрепил возможные источники поэтической информации, надо понимать, что от исполнителя зависит очень многое. Количество и качество художественного осмысления зависит от того, на что обратил внимание исполнитель.

Область, обозначенная в заглавии данной работы, является одним из активнейших источников поэтических ракурсов любого сочинения, тем более рожденного на основе классических закономерностей. Предлагаемая классификация интервалов опирается на типовую интонационность по следующим параметрам: место в форме, принадлежность той или иной ладовой функции, движение верхнего голоса. В ряде случаев указываются и конкретные композиторские фамилии, творчество которых достаточно репрезентативно для тех или иных приводимых в данной таблице формул. Задача данной работы – выработать навык внимания к интонационной связи звуков, находящиxся далеко друг от друга, причем не только высотно, но и принадлежа к разным слоям музыкального текста.

Обращаем внимание на то, что, например, одни и те же интервалы в разных регистрах звучат по-разному. Чем дальше расположены звуки того или иного интервала, тем активнее изменяются их характеристики: консонансы теряют свою однозначную устойчивость и наоборот, диссонансы приближаются к консонансам. На восприятие того или иного элемента влияет также и динамика, и артикуляция, и тембр.

Освоение интервалов в широком расположении.

Отправная форма в данном случае – воспроизведение интервалов на фортепиано.

На I ступени

На V cтупени

8ч. - Т заключительная

 

4ч. 1.

2. D с квартой - Бах

1 – Vll – I

7б. - вводный тон к заключительной октаве

Vll - l

6 б. 1. – D7 – 1

2. D с секстой

Iii – ll – l

5 ч.- Т начальная: Бах, Шопен, Моцарт

 

6 м. 1. - D7 -1

Iii – II – I

4 ув. – вводный тон к тонической квинте

IV+-V

9 б. V9

VI –V- I

 

10 б. – Т нач., мажорная

 

9 м. V9

Vl-V-I

10 м. – Т нач. минорная

 

7 м. Бетховен

lV- III

 

Общие рекомендации по работе с интервалами


 

В таблице представлены 12 интервалов. Выбираем любой и играем в разных тональностях. Так как в таблице представлены типовые варианты местоположения интервалов в ладу, то лучше сначала осваивать интервалы первой группы (опора на первую ступень), а затем второй группы (с опорой на пятую ступень). Для самостоятельной работы хорошо заранее подготовить карточки, на каждой из которых следует написать название тональности. Карточки положить в кучку с названием тональности.

Выбранный интервал, например, септиму большую (она самая типовая на первой ступени мажора и минора) играем в той тональности, которую прочли на вытащенной карточке. И так 4-5 вариантов тональностей. Играем септиму в каждой новой тональности с соответствующим дальнейшим ее разрешением, а именно – движением верхнего голоса в первую ступень. Звуки верхнего голоса размещаются не ниже третьей октавы. Звуки басового голоса должны принадлежать малой, большой или контроктаве.


 

1 способ освоения интервалов. Играются два звука конкретного интервала одновременно – бас и верхний голос. Дается афтакт (дыхание) сразу к двум звукам. Заранее подносить одну из рук к клавиатуре запрещается! Играть надо мягко, неторопливо, вслушиваясь в тембровое и динамическое равновесие двух звуков. Например, выбрав септиму большую, требующую разрешения на секунду вверх, надо услышать результат: получилась октава на первой ступени? Можно вспомнить, что такая интонация – тоника с задержанной первой ступенью с последующим разрешением интонационного конфликта – является типовой для заключительных кадансов И. С. Баха.

При воспроизведении интервалов второй группы, т.е. на Пятой ступени, необходимо разрешать басовый голос в первую ступень. Варианты движения баса – вверх или вниз -будут зависеть от выбранного регистра.

2 способ. Выбираем интервал из таблицы. Обращаем внимание на выбор интервалов: для минора воспроизводим, например, сексту малую, а для мажора -большую. Исполнять следует в два этапа: левая рука играет бас, а голос допевает необходимую ступень. Надо реально услышать что же получилось вместе.

3 способ. Теперь первым начинает голос. Выбрали удобный для пения звук. Затем к голосу добавляем бас в соответствии с выбранным тем или иным интервалом. Например, поем звук «ми» и добавляем к нему на фортепиано звук, образующий малую септиму. Определяем – в какую тональность попали. И так осваиваем несколько вариантов. Следует обратить внимание в этом случае как происходит интонирование голосом в зависимости от появления того или иного баса. Предварительная оценка образования той или иной тональности помогает выстроить интонационную цельность.

Можно делать по-разному. Один поет, а другой ученик добавляет бас – любой! Результат можно оценивать в секундах: что получилось! Можно запрограммировать басовую точку, рассматривая ее как опору на первую или пятую ступень.


 

4 способ. Последний вариант освоения интервалов осуществляется вслепую. Закрыв глаза, надо опустить руки на клавиатуру и сыграть два звука, расположенные на значительном расстоянии друг от друга. После определения интервала можно открыть глаза и проверить правильность ответа.


 

Дальнейшее освоение интервалов происходит уже на основе произведений из музыки. Необходимо активно обращаться к анализу того, что играется по специальности, к знакомой музыке.

Главное: всегда помнить, что интервал- это частица музыки, через который происходит интонационный процесс и каждый ее шаг наделяется своим смыслом.


 

Категория: Методические статьи | Добавил: petermus (19.04.2023)
Просмотров: 46 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2024
    Создать бесплатный сайт с uCoz