Основы гармонического анализа:
коротко о главном
-
Вслушаться в тональность данного произведения. Определить семантику тональности.
-
Определить жанровые показатели – сначала первой темы, затем – остальных.
-
В соответствии с этим определить счетную долю – основную единицу пульсации.
-
Отрешиться от указанного автором произведения или редактором темпа и понять, что произведение может состояться независимо от темпа (границы могут быть очень существенны), но только лишь при наличии правильно опознанной счетной доли (она может изменяться по «ходу пьесы»).
-
Найти одинаковые места в произведении и найти в них отличия. Например, экспозиция и реприза – проведение в них одной и той же темы. Все последующие изменения должны быть учтены в исходном проведении, т.е. первое проведение должно быть исполнено с учетом прогностической ситуации – последующих метаморфоз данного материала.
-
Найти все кадансы по ходу пьесы, которые позволят выделить сегменты, составляющие данную пьесу и, тем самым, наметить композиционный интонационный прогноз.
-
Внутри сегментов найти обороты и, тем самым, наметить процессуальное дыхание формы, процессуальный интонационный прогноз.
-
Все неожиданности, возникающие в процессе развертывания пьесы, следует рассмотреть с позиции – а зачем это понадобилось композитору, что именно приобретает пьеса в драматургическом плане благодаря этим неожиданностям, или, можно сказать, нарушениям типового существования музыкального материала.
|